пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

30. Особенности романтической драматургии В.Гюго.«Эрнани»

К драматургии В. Гюго обращался в течение всей жизни. Сюжеты драм Гюго брал из истории Франции и других западноевропейских стран XVI - XVII вв. И это не была случайность. Названные века - большая переломная эпоха европейской истории, полна острых противоречий и конфликтов, что очень интересовало писателя.

Гюго считал основной особенностью драмы - реальность, призвал разрушать границы между жанрами, соединять комическое и трагическое, возвышенное и низкое, отказаться от единства действия, места и времени. Он разработал теорию гротеска как полной противоположности приподнятом и контрастном. Главное назначение гротеска в романтическом произведений драматург видел в оттенены прекрасной жизни. Теория романтической драмы послужила писателю для создания новаторской драмы.

Драматургия Гюго пронизана вольнолюбством и демократизмом.           

Черты драматургии Гюго:

1. В основе почти всех драм лежал конфликт между представителями третьего сословия (простыми людьми) и феодальной аристократией и монархией.

2. В каждую драму Гюго заложил определенную социальную, политическую или нравственную идею.

3. Драматург избегал строить сюжеты своих драм на реальных исторических событиях. Сюжеты его драм полностью вымышленные, и если в них вплетены реальные исторические личности, то их действия и поступки в драмах - это легенды, а не история в строгом смысле слова.

4. Действующие лица четко разделены на положительных и отрицательных, носителей добра и зла; каждый персонаж наделен доминирующей страстью, что определила его характер и судьбу.

5. Сочетание в драмах элементов и приемов «высоких» и «низких» жанров.

Романтическая драма «Эрнани» была написана Виктором Гюго в начале осени 1829 года. В предисловии к драме Гюго сравнил романтизм с политическим либерализмом, завоевав тем самым в начале внимание, а затем и любовь публики.

В центре пьесы стоит образ благородного дворянина, рождённого в изгнании принца Хуана Арагонского, по воле обстоятельств ставшего предводителем разбойников-горцев Эрнани. Историческая основа пьесы связана исключительно с именами некоторых действующих лиц (испанский король Карл I, ставший впоследствии германским императором Карлом V) и событий (смерть деда Карла I – императора Максимилиана, притязание Карла I на императорский престол, идея подкупа князей-избирателей), весь частный сюжет– полностью придуман автором. Действие пьесы происходит в Испании и приходится на начало XVI века.

Композиция «Эрнани» - классическая. Состоящая из пяти действий пьесы открывается экспозицией. В первом действии автор знакомит читателя с главными героями, рассказывает об их любви к донье Соль, намечает завязку будущего конфликта (тайна Эрнани, раскрытие настоящего имени дона Карлоса). Собственно сюжетное начало пьесы приходится на второе действие, во время которого дон Карлос обнаруживает свои истинные намерения в отношении доньи Соль и приобретает непримиримого врага в лице Эрнани. Нарастание действия наблюдается в третьей части пьесы, повествующей о Руе де Сильве, приютившем в своём замке смертельно опасного гостя, узнавшего о любви невесты-племянницы к другому и ставшего врагом испанскому королю Карлу I. Кульминация пьесы попадает на четвёртое действие, в котором герои балансируют на грани жизни и смерти: Карла I, ставшего императором Карлом V, чуть не убивают заговорщики; Карл V чуть не казнит Эрнани, дона Руя де Сильву и других дворян; донья Соль готовится умереть вместе с любимым. Столкновение героев завершается удивительной развязкой – получивший безграничную власть, жестокий и деспотичный в прошлом, дон Карлос, «по совету» Карла Великого, решает начать своё правление с всепрощения: он дарует заговорщикам жизнь и отдаёт донью Соль в жёны Эрнани.

Казалось бы, все должны быть довольны и счастливы, но драма не была бы драмой, если бы она неумолимо не двигалась к своей истинной, смертельной развязке, приходящейся на пятое действие, в котором счастье влюблённых разрушается дворянским словом чести, данным ЭрнаниРую де Сильве в час, когда он отказался от дуэли со старым герцогом, попросив его об одном одолжении – помочь освободить донью Соль из рук испанского короля.

Идейно-художественное своеобразие пьесы формируется внутри образов главных героев, каждый из которых выражает одну или несколько (с превалированием одной) чувств-идей, характерных для эпохи романтизма. Эрнани, он же принц Хуан Арагонский, воплощает в себе идеи мести (за смерть своего отца, павшего от руки отца Карла I), любви (к донье Соль), чести (умение держать своё слово) и прощения (в отношении поступившего с ним по чести Карла V). Образ Руя де Сильвы, дяди доньи Соль, связан с идеями мести (Карлу I – за нежелание уважать его приверженность древнему закону гостеприимства), ревности (к Эрнани), любви (к донье Соль), чести (по отношению к гостю). Испанский король Карл I, он же германский император Карл V, он же дон Карлос сочетает в себе идеи власти (он хочет стать главным правителем всего мира), любви (к донье Соль), мести (в отношении Эрнани – как соперника и сына бывшего врага его отца) и прощения (всеобъемлющего, безусловного, истинно христианского).

В главном женском образе пьесы, образе доньи Соль, воплотилась одна-единственная идея – чувство любви, безграничной, бесконечной, ничего не боящейся, ни перед чем не отступающей. Донья Соль готова на всё ради Эрнани: жить с ним в лесу среди диких горцев, прятаться от властей, растить детей среди полей и лугов, выйти замуж за нелюбимого старика-дядю, убить испанского короля, умереть вместе с возлюбленным.

Художественный образ главной героини – статичен. Он не изменяется на протяжении всей пьесы: девушка готова взойти на эшафот вместе с Эрнани уже во втором действии. Любовь для доньи Соль – это жизнь, отсутствие любви (в лице любимого) – смерть. Бесчестие любимого для благородной по рождению девушки – тоже смерть. И именно поэтому она первая выпивает яд, предназначенный для Эрнани, избавив его от ответственности перед ней, от любви, от владеющего им плотского желания жить.

Главные мужские образы драмы в соответствии с традициями романтизма также лишены какого бы то ни было психологического развития: несмотря на то, что Эрнани постоянно колеблется между идеей мести дону Карлосу и своей любовью к донье Соль, последняя является для него определяющей и, в итоге, побеждает; дон Руй де Сильва только на первый взгляд никак не может выбрать между честью и ревностью (последняя действие за действием поглощает его и приводит к собственной и смерти Эрнани и доньи Соль; старый герцог – единственный в пьесе, кому идея прощения чужда изначально: в первую очередь он руководствуется законами чести, во вторую – личными чувствами); Карл I вроде бы полностью меняет свой характер под влиянием мысленного разговора с Карлом Великим, но, во-первых, автор никак не показывает внутреннюю трансформацию персонажа, а просто ставит читателю перед фактом (был деспот, стал – справедливый властитель), а, во-вторых, Карл I фактически перестаёт существовать, став Карлом V.

Король, получивший неограниченную власть, теряет интерес к мирским удовольствиям: если раньше он только и делал, что думал о донье Соль, пытался её похитить, мечтал, как благосклонна она будет к нему, если он станет германским императором, то сейчас все его мысли вращаются вокруг политических, военных и религиозных проблем своего времени.

 

 


16.06.2019; 23:04
хиты: 58
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь