пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

2. Философская основа западноевропейского романтизма.

Романтическая философия возникла в Германии XVIII века, став способом выражения народного самосознания. Ее истоки лежали в противостоянии классицизму. Романтики впервые со времен античности рассматривали религию как источник душевного спокойствия, а не способ приобщиться к высшему разуму; национальную культуру – как кладезь мудрости, а не придаток культуры общемировой; человека – как неповторимую индивидуальность, а не безликую частицу вселенной.

Одним из самых важных вопросов, занимавших мыслителей с начала XVII века, был вопрос гносеологии, то есть теории познания нами мира. Философы раннего романтизма считали, что вселенная не может существовать без человека, который ее субъективно воспринимает. Они ввели

понятие «вещей в себе» (предметов, которые каждый ощущает и понимает одинаково) и противопоставили им более важные предметы субъективной оценки. Это учение, основанное на верховенстве чувственного, индивидуального сознания, получило название трансцендентального идеализма. Его основоположником стал немецкий философ Иммануил Кант.

⠀⠀Большой вклад в развитие романтизма внес Йенский кружок – творческое объединение немецких мыслителей и литераторов, существовавшее в 1796-1801 годах в университетском городе Йена. Его члены разработали теорию романтической иронии, согласно которой наши ожидания никогда не совпадут с действительностью. Поэтому важно принимать мир таким несовершенным и многогранным, какой он есть. Написанные образным языком труды Йенских философов (например, Фридриха Шлегеля и Фридриха Шеллинга) пользовались в России огромной популярностью и легли в основу русских романтических учений.

Философы позднего романтизма обратились к исследованию человеческого поведения. Среди них был выдающийся мыслитель Артур Шопенгауэр. Он первым использовал понятие «мотивация» и определил, что воля к жизни – движущая сила любых поступков. Последователи Шопенгауэра считали, что человек обречен вечно желать невозможного и страдать от недостижимости своих идеалов. А единственный способ хотя бы на время прекратить это страдание – чистое эстетическое удовольствие. Абсолютная ценность красоты и наслаждения красотой (даже той, которая несет в себе зло) – еще один постулат романтизма.

⠀⠀Также мыслители-романтики искали универсальную основу духовной культуры, которая помогла бы каждому человеку достичь совершенства. У них возникла мечта о создании либерального верования, лишенного недостатков так называемых естественных религий. Некоторые философы даже склонялись к пантеизму (видению бога в окружающем мире), считая его вероисповеданием без строгих канонов. Другие полагали, что действия человека должны опираться не на религию, а на мораль в роли категорического императива, то есть жестких общих правил, обусловленных самой природой.

И наконец, последователи романтизма развивали идеи человечности: они видели любовь к ближнему как выражение любви к богу. А свобода считалась высшим благом, которым можно наделить человека. Поэтому философы-романтики XIX века стали первыми приверженцами социализма как либерального и, следовательно, гуманного строя. Их труды оказали огромное влияние на мыслителей следующих поколений, и философское течение дало начало новым политическим взглядам.

Получив наибольшее распространение в Германии, романтическая философия завоевала популярность по всей Европе. Это течение повлияло на взгляды и творчество Гюго и Шатобриана во Франции; Скотта и Шелли в Великобритании; Чаадаева, Хомякова, Л. Толстого, Федорова, Соловьева в России и многих других. И по сей день отголоски философии романтизма – часть привычной картины мира для каждого из нас


16.06.2019; 23:04
хиты: 214
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь