В I веке н. э. в восточных провинциях Римской империи возникли первые раннехристианские общины. Особое значение в христианских общинах придавалось созданию у их членов внутреннего настроя, эмоциональной приподнятости, отношения к учению как богоугодному делу. Содержание образования ориентировалось на Библию - собрание канонических сочинений, состоящее из Ветхого Завета и Нового Завета.
Климент Александрийский (ум. в 211/212 н. э.) - священнослужитель и руководитель школы христианского богословия в Александрии. Климент полагал, что:
- помимо внешней образованности человек должен обладать религиозным чувством;
- цель воспитания - ввести ребенка в христианский образ жизни;
- должно уметь ставить воспитательные цели;
- целью деятельности педагога является не простая передача знаний, а "улучшение души";
- пример жизни педагога - образец для подражания воспитанникам.
Климентом детально описаны правила поведения ребенка. Семь свободных искусств рассматривались им лишь в качестве дополнительного средства воспитания.
Таким образом, к концу Римской империи начала складываться принципиально новая форма воспитания - христианское воспитание. Для него были характерны:
- особое внимание к личности человека, его душе;
- приоритет веры над знанием, наукой;
- понимание обучения Священному Писанию как богоугодного дела;
- неразрывная связь образования с нравственным воспитанием;
- осознание воспитывающей роли труда и важности осуществления трудового воспитания.