После распада СССР шел активный процесс преобразования традиционных клубных учреждений в различные центры: культурно-досуговые, центры отдыха и развлечений и др. Создание такого рода учреждений было продиктовано желанием оживить культурно-досуговую деятельность на уровне административного района. Предпосылкой создания районных центров культуры и досуга было стремление местных органов принципиально изменить управление культурой в районе, переориентировав его с исключительно контрольно-учетных функций на функции обслуживания учреждений культуры, создать целостную систему управления культурной деятельностью.
Суть деятельности реорганизованных учреждений культуры в корне не изменилась, просто она стала богаче по содержанию и разнообразней по форме, а главное – в большей мере отвечает реальным потребностям населения, спросу потребителей на предлагаемые центрами товары. Ассортимент же товаров стал значительно богаче, а номенклатура – шире.
Законадательными актами РФ определены принципы финансирования расходов на культуру при сочетании бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма. Например, музеи финансируются за счет бюджетных ресурсов, используя коммерческие начала для пополнения коллекций и приобретения эксклюзивных экспонатов на аукционах. Театры, дворцы культуры активно предоставляют платные услуги, используя полученные ресурсы на удовлетворение духовных, эстетических потребностей населения. Этим реализуются принципы доступности всех слоев населения к культурным ценностям и благам.
С этой целью государство предоставляет учреждениям культуры дополнительные льготы (особый порядок налогообложения, налоговые льготы юридическим и физическим лицам, финансирующим культурную сферу, формирования механизма благотворительности и т.д.).
В зависимости от видов учреждения культуры организуются на государственной, региональной и частной собственности. Нормативный порядок финансирования этих учреждений не ограничивает получение ими внебюджетных средств.
Однако бюджетные ресурсы преобладают среди источников финансирования культурной сферы. Поэтому существует несколько способов определения необходимости в средствах:
- в зависимости от норм бюджетного финансирования на человека и численности населения;
- на основе определенного процента от суммы национального дохода региона;
- на основе процента от общей суммы бюджетных расходов.
Культурно-досуговая деятельность осуществляется клубами, культбазами, домами и дворцами культуры, домами молодежи, культурно-досуговыми центрами, парками культуры и отдыха. В своей мере эту деятельность ведут и библиотеки, а также музеи и туристические организации.
За последние годы сеть культурно-досуговых учреждений претерпела существенные изменения. Например, клубные учреждения профсоюзных организаций во многих случаях перепрофилированы, сданы в аренду банкам, инвестиционным фондам и т.п. часть государственных клубных учреждений преобразована в культурно-досуговые центры, оказывающие как платные, так и бесплатные услуги. Успехов в работе достигает то культурно-досуговое учреждение, структура которого адекватно отражает ожидания потенциальных потребителей.
Источниками поступления средств в культурно-досуговые центры могут быть:
- Государственный бюджет.
- Добровольные взносы и поступления от граждан, а также ведомств, учреждений, государственных и общественных организаций.
- Поступления от платных консультаций.
- Поступления от платных услуг населению.
- Средства, получаемые за реализацию целевых социально-культурных заказов.
- Поступления за аренду.
- Поступления за продукцию, произведенную в центре.
- Поступления от производственной деятельности.
- Поступления от проведенных аукционов, выставок-продаж, ярмарок.
Распределение расходов на культуру осуществляется по целевым и экономическим статьям посредством постатейного принципа выделения бюджетных средств на основе сметного расчета. По каждой статье применяется отдельная методика. Особенности финансирования музеев зависят от численности хранителей музейного фонда, структуры музея, состава предметов, их ценности, состояния, степени доступности экспонатов, необходимости их приобретения, наличия охранной сигнализации и т.д. При утверждении сметы расходов на очередной год учитываются фактическое ее исполнение за ряд лет и объем бюджета.
Методика расчета по основным статьям театров и концертных организаций не имеет специфических особенностей. Заработная плата артистических и художественных работников подразделяется на фонд оплаты труда штатных сотрудников и приглашенных. Другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетные средства выделяются в качестве субсидий, определенных как разница между расходами и доходами. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: доходы и поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учитываются доходы и сборы по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии, во втором — все расходы независимо от источников покрытия.
Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РФ. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, например, Государственный Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека, Государственный академический Большой театр и др.
В каждом субъекте РФ имеются организации культуры, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.
Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры. Финансирование таких объектов может быть свободным и индивидуальным. В зависимости от этого распределяется общий объем бюджетных ресурсов. Бюджет крупного учреждения культуры подразделяется на две части: первая предназначена для финансирования государственных учреждений, вторая — для финансирования программ и мероприятий, для обеспечения деятельности негосударственных организаций и лиц, вносящих вклад в развитие культуры и искусства.