пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Проблемы современного бытия и исторической памяти в "возвращенной" прозе Ч. Айтматова, А. Бека, В. Дудинцева, Д. Гранина, А. Приставкина, Ю. Нагибина, Б. Можаева, В. Белова, В. Тендрякова и др. Анализ двух произведений

ПЛАХА

В романе 3 сюжетных линии:

1-ая линия. Пара волков: Акбар и Ташчайнар. Их изначально мы видим молодыми волками, которые готовы дать потомство. Когда А. родила первенцев, Т. охотился, заботился о семействе. Но когда волчата выросли, охотники в бойне убили всех детей. А. и Т. поняли, что им нужно новое логово. Они высматривают места, находят другое, и А. родила волчат. Но и это заканчивается угрозой - в степях пожар распространяется быстро. А. судорожно искала новое место для волчат, чтобы их перетащить и обнаруживает, что вынуждена сделать выбор между ними, потому что спасти можно только дного. Зажмурив глаза, она берет волчонка и бежит к реке, плывет с ним в зубах, а на береге обнаруживает, что волчонок захлебнулся. Они снова лишаются детей. Становится ясно, что если и дать новое потомство, то это будет последний шанс. Они снова ищут место, рожают волчат и принимают решение быть ближе к людям, чтобы их не убили брокконьеры

2-ая линия - пара Бостона и Гулюмкан (???). У них такие же гармоничные отношения, как у А. И Т. Как и волки, они переживают трагедию, теряют сына. ТОже понимают, что у них последний шанс - сын Кенджеш. Бостон и Гулюмкан  заметны в селе, потому что их считают кулаками.

В этом селе живет Базарбай, вор, алкаш. Он находит волчье логово, когда там были только одни волчата и забрал их. Когда А. увидела, что их нет, отправилась на поиски. Они начинают кружить, люди замечают волков, которые показывают, что у них что-то забрали. Становится понятно, что мирно ничего не решить, и тогда А. и Т. начинают мстить. Ташчайнара Бостон смог убить, а Акбаре удалось бежать. Через некоторое время волчица отомстила колхознику, выкрав у него сына. Айтматов подчеркивает, что А. крадет ребенка не как добычу. Она пришла как бы взамен утраченных волчат, она прибежала на запах молока. Бостон стреляет убегающую волчицу. Сначала стреляет в сына, потом пападает в Акбару и в конце Бостон убивает и Базарбая, который украл этих волчат и навлек на селение такую беду. Так, Бостон, который в душе очень порядочный человек, совершает несколько убийств, и для него его мир рухнул, потому что выходит на такую тропу войну и мести, что уже себя простить не может. Мы видим Бостона с воздетыми к небу руками, но уже ничего не вернуть. Честнейший человек становится жертвой кражи. 

Есть еще одна сюжетная линия - Адвия. Развивает мотив второго пришествия Христа. А., как и Бостон, как и Акбара - пример нравственного совершенства, когда человек искренне верит в бога, в добро. Он был семинаристом, но был оттуда исключен за ересь (система образовательных учреждений дух направленности занимается ловкой ведьб и колдунов, нежели действительно воспитанием духовных людей). Он устраивается рабоать журналистом.

Он должен написать интересную статью о собирателях анаши. Знакомится с Ингой Федоровной, биологом, у них завязываются трогательные отношения. Он едет в Мейкунские степи. Официальная его причина - написать статью, неофициальная - попробовать этих людей поставить на путь истинный. Среди этих собирателей Гришан, который называется на этих продажах. Авдий с самого начала пытается понять, что их привело к этому греху, наставить на путь истинный, но они сбрасывают с поезда. Авдий выживает, потом снова с инми встречается. Авдий во время сбора анаши беззащитный , раздетый бежит по полю, и вдруг останавливается, потому что перед ним сидит волчица Акбара, в это время у нее был первый выводок. Она, заслышав приближение человека, старается защитить своих волчат, садясь перед своим логовом. В нескольких метрах друг от друга стоят человек и волк. До Авдия доходит, что она защищает логово и отсупает назад, и Акбара его пощадила. Это показывает, что волки очеловечены, а человек человку волк.

Авдий встречается с этими собирателями анаши, становится свдителем убийства сайгаков, но своими воспитательными беседами ничего не добивается. Они его связывают и бросают в кузов машины с убитыми сайгаками, привязывают к дереву и он погибнет, звери разорвут. Здесь вторая встреча Авдия с Акбарой, когда она была изнеможденная, голодная, с раненой лапой, но Авдий чувствует, что она не нападает, чувствует между ними связь, говорит: "спаси меня, волочица".

Авдию снился сон с Христом. Христос видит обугленную землю и плачет от того, что уже физически некому проповедовать. 


Автор поднимает такие экологические проблемы:

- накопление ядерного потенциала

- бесхозяйственное отношение к природе

- падение нравственности

Выводы:

1. Плаха" - это роман-крик об опасности восхождения на плаху всего человечества. Автор пессисистичен.

2. Хищники гуманнее людей. 

3. Силы зла преобладают: человечество влотную подошло к смертельной черте ( к плахе)

Худю особенности:

1. Притчеобразность

2. Тонкая бытописательность

3. Нравственный максимализм автора

4. Мотив аппокалипсиса (наряду со сном Христа он проявляется натуралистичным изображением смерти Авдия (второго Христа))

5. Трансформация библейского сюжета, сопряженного с проблемами 20 в, главной из которых становится проблема борьбы за сохранение природного мира и нравственности

6. Параллель в изображении мира людей и мира животных

А. Бек «Волоколамское шоссе»

Панфиловцы стали символом героизма и самоотверженности. Основу панфиловской дивизии составляли граждане из Казахской и Киргизской СССР. О легендарных защитниках Москвы военный корреспондент Александр Бек в 1943 году написал повесть «Волоколамское шоссе».

История создания

Первые месяцы войны писатель провёл под Москвой, готовящейся к обороне, а затем — в войсках, оборонявших столицу. В начале 1942 года он поехал в дивизию имени Панфилова. Во время пребывания в дивизии писатель накапливал материал в долгих беседах с бойцами Красной Армии. В этих беседах стал слагаться образ погибшего под Москвой генерала Панфилова. Летом 1942 года Бек получил отпуск от журнала «Знамя» и сел за написание повести. Изначально были напечатаны первые две повести из четырёх, позже были дописаны две последние. Важнейшей, с точки зрения автора, является четвёртая повесть. В ней Бек описывает формирование новой тактики ведения оборонительных боев.

Краткое содержание

Главные действующие лица повествования — бойцы из дивизии Панфилова. Батальоном командует казах Бауржан Момыш-Улы. Для Бауржана, бывшего артиллериста, командира батареи, не имевшего опыта командования пехотным батальоном, 1941 год становится школой военного мастерства. Ему приходится решать судьбы своих солдат, объединить массу разрозненных людей в единый организм — боеспособную единицу, подчинить их своей воле. Его слова и поступки вдохновляли солдат, зажигали сердца верой в победу. В результате отчаянных оборонительных боев батальон Момыш-Улы становится резервным в дивизии Панфилова и получает боевую задачу — как можно сильнее измотать врага и замедлить его наступление на Москву в районе Волоколамска. С поставленной задачей батальон справляется, несмотря на людские потери и сложнейшую ситуацию на фронте.

Бауыржан Момыш-улы – это реальный человек, который прославился не только как выдающийся полководец, лучший комбат генерала Панфилова, но и как известный военный писатель. Он заложил традиции правдивой казахской военной литературы.

Литературные особенности

Стилистика романа отходит от примитивно-плакатного изображения войны, высмеивая «ефрейторов от литературы», которые пишут о бойцах, будто б вовсе не ведающих страха, а ведь нечеловеческие трудности, трагедии выносят на плечах обычные люди. Момыш-улы приходилось принимать сложные и ответственные решения. Так, чтобы спасти свой батальон от эпидемии самострелов, он отдал суровый приказ о расстреле бойца, который умышленно прострелил себе руку, чтобы не отправляться на передовую. Жестокость командира и состояние солдат в батальоне были понятны всем, ведь страх на войне – обычное чувство. Момыш-улы заставлял бойцов бороться со страхом, так как отчётливо понимал, что это чувство является причиной многих бед. Полководец пишет: «Страх имеет чины. Есть страх рядовой, унтер-офицер, офицер, вплоть до генерала и выше»

Автор показывает бойцов как реальных людей со своими слабостями, со страхом смерти, но при этом с полным пониманием ответственности за судьбу страны. Бек считает, что истоки победы не только в способности идти на подвиг, но прежде всего в умении воевать.


04.06.2021; 02:23
хиты: 73
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь