пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Творческая биография В. Астафьева. "Последний поклон", "Царь-рыба", "Пастух и пастушка", "Печальный детектив", "Людочка", "Прокляты и убиты" и др. Анализ двух произведений

Важные темы творчества Астафьева — военная-патриотическая и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро».

Стиль повествования Астафьева передаёт взгляд на войну простого солдата или младшего офицера. В своих произведениях он создал литературный образ простого рабочего-воина — обезличенного ваньки-взводного, на котором держится вся армия и на которого в итоге «вешают всех собак» и списывают все грехи, которого обходят награды, зато в обилии достаются наказания. Этот наполовину автобиографичный, наполовину собирательный образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего спокойно смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей, противопоставив его тыловикам-приживальщикам, которые в больших количествах обитали на протяжении всей войны в сравнительно безопасной прифронтовой зоне и к которым писатель до конца дней испытывал глубочайшее презрение.

Суровое, на грани подцензурного, изображение горьких и неприглядных сторон жизни свойственно и произведениям Астафьева из мирной жизни. Одним из первых он упомянул в печати (в «Краже», «Последнем поклоне») о «голодном 1933 годе», писал о подростковой жестокости, криминализованности советского общества как в довоенное время, так и при «развитом социализме», о наличии в нём обширного маргинального слоя, прозябавшего в темноте, насилии и саморазрушении, о неустоявшейся культуре и мелочности жизненных целей «городских», «выучившихся». В повести «Царь-рыба» (рассказ «Не хватает сердца») автор пишет про покорение Сибири ХХ века, в произведении описывается быт заключённых в трудовых лагерях, жестокое обращение начальника стройки с людьми.

Большинство лирико-автобиографических рассказов (о сибирской деревне 1930-х годов), написанных Астафьевым для детей и подростков, вошло в сборник «Последний поклон».

"Пастух и пастушка"

Это литературный и музыкально-театральный жанр, идиллически-наивно воспроизводящий безмятежную жизнь галантных пастухов и пастушек на лоне природы, в атмосфере гармонии, любви и взаимопонимания.

Какие здесь есть признаки пасторали?

  1. Взаимоотношения взводного, совсем молодого Бориса и простой, юной девушки Люси
  2. Убиты во время артподготовки двое деревенских стариков
  3. Борис помнит, как в детстве он с мамой ездил в Москву, в театр, на балет-пастораль о пастухе и пастушке

Что отводит от пасторали?

  1. Логику пасторали нарушает апокалиптическая активность военного молоха. Беспощадно точные зарисовки социальной катастрофы, жертвами которой становится всё живое, вызывают в памяти пророческие видения конца света. Перед читателем предстают обгорелый водитель «катюши», издающий «отчаянный крик до неизвестно куда девавшегося неба»; «запах парной крови и взрывчатки», который исходит от Шкалика, на глазах у Бориса подорвавшегося на мине».
  2. Гиперболическая масса красного и чёрного цвета (повсюду «мясо, кровь, копоть», «снеговая пороша в свете делалась чёрной»), крайне негативное сенсорно-смысловое поле запаха (запахи пороха, дыма и удушливой гари), звуковые эффекты («ахали гранаты», рёв, визг осколков, скрежет танковых гусениц, звериное рычание людей), сцены нечеловеческих страданий солдат, а также совокупность микрообразов с семантикой смерти и небытия – всё это модифицирует мотивно-образный ряд и тематическую направленность пасторали «с точностью до наоборот», наполняя её апокалиптической символикой.

Как используется пастораль в рассказе?

Он перекодируется и приобретает диаметрально противоположную семантику. Главный герой повести погибает, идиллия разрушена войной, хаос которой может преодолеть лишь сила великой, продуцирующей Любви. Если в традиционной пасторали мир и любовь изображаются идиллически, и в ней нет никаких препятствий, то в современном мире любовь омрачена войной, и «современная пастораль» об убитых стариках заканчивается трагедией. Однако автор подчеркивает, что между стариком и старухой действительно была большая пасторальная любовь.

Преображая понимание пасторали, автор показывает дисгармоничность современного для него мира, в котором есть война. Она для Астафьева – это противоестественное состояние мира

Эпиграфы и композиция

Эпиграфом ко всей повести стали строки из стихотворения французского поэта П. Ж. Теофиля Готье «Тайные слияния».  Он задаёт эмоциональный настрой всему произведению в духе пасторали. Обращение в эпиграфе «любовь моя» помогает нам убедиться в том, что женщина, которая пришла к могиле солдата есть его возлюбленная.

Эпиграфом к первой части («Бой») послужили слова из разговора, услышанного на войне: «Есть упоение в бою!» – какие красивые и устарелые слова!...». В. Астафьев доказывает обратное: в бою совершенно нет никакого наслаждения, это хаос смерть и бесконечное несчастье. Таким образом, с помощью эпиграфа автор показывает своё отношение к описываемым событиям.

В центре повести находится вторая часть «Свидание», где происходит встреча Бориса и Люси, где рождается прекрасное чувство любви. Не зря глава находится в середине произведения, ведь любовь – это центр мироздания, на котором всё строится и держится, ради чего рождён человек. А война заставляет людей забыть об этом чувстве, она его не приемлет

Следующие части, «Прощание» и «Успение» замыкают тематическое кольцо войны. Она отнимает у человека всё дорогое: сначала любовь, затем боевых товарищей, а в конце веру и надежду.

В названии четвёртой части «Успение» просматривается библейский мотив. Успение – смерть, кончина; один из двенадцати основных православных праздников в память смерти Богородицы. Перед смертью Борис видит её: «…в загустевшей глуби его плыла, качалась, погружалась в небытие женщина со скорбными глазами Богоматери». Смерть является для Бориса избавлением от безмерных душевных страданий.

Т.М. Вахитова считает, что «строгое членение по главам, заголовки частей («Бой», «Свидание», «Прощание», «Успение») напоминают эпизоды древнерусских житийных повестей. Смерть героя – блаженное успение – трактуется как дарованный отдых за страдания, как отрадное завершение пути героя, что свойственно житийной литературе.

Знаки Апокалипсиса

Исчезнувшее солнце, огонь и кровь, люди, принявшие облик зверя. Эти знаки становятся основанием для эсхатологического метафорического определения созданного пространства — «геенна огненная», «адово столпотворение», методически усиливаемого постоянно возобновляемыми деталями, которые с язычеких времён существовали в ассоциативном поле смерти (холод, чёрный снег, «бредовая темень», «сонно укутывающая всё вокруг снеговая муть»)

 "Печальный детектив"

Повествовательная модель астафьевских "детективов" нарочито избегает характерной для детектива занимательности. Можно предположить, что такое использование "детективного" материала составляет особую позицию писателя. Преступление, наказание и все связанные с этим "детективные" элементы у писателя не являются "фабулой" - предметом "эстетизации", развлечения и мистификации читателя. Как правило, все это -эпизоды страшной судьбы героя, часть большой картины страданий народа.

"Мысль семейная" - одна из главных в романе. Трудно возразить против астафьевской мысли о деградации современной семьи. "Семейная жизнь, похожая на детектив, детектив и служебные приключения как часть семейной жизни - таков реализованный композиционный замысел романа". После схватки с "химиками" Сошнин знакомится с будущей женой. В гостях у тещи Евстолии Тихоновны узнает он о распоясавшемся Веньке Фомине. Благодаря этому преступления, изображенные в романе, лишаются романтической и мистической окраски. Первым из пойманных Сошниным преступников был матерый грабитель по кличке Демон. Кличка явно ассоциируется со склонностью молодого "опера" к романтике. Но сцена его задержания выдержана уже в пародийном ключе.

Специфика романа в немалой степени связана с сочетанием трагического с комическим. Астафьевский смех граничит с печалью (Паша Силакова, Маркел Тихонович), его сатира оказывается близкой к трагедии (Урна). Ни Леонид Сошнин, ни его жена Лерка не являются комическими персонажами, но в них заложена значительная доля авторской иронии. В Сошнине парадируются черты хитроумного детектива. Являясь человеком открытым и простодушным, он рискует жизнью в схватке с Демоном, едва не теряет жизнь и лишается здоровья в столкновении с опустившимся Венькой Фоминым. Вместо борьбы с "романтическими" злодеями вынужден "воевать" со "шпаной" в подъезде собственного дома.

Черты комического проявляются в отношении автора к деревенской красавице Паше Силаковой. Простодушная героиня с трудом воспроизводит заученные филологические "истины". Лишь деревенская жизнь, не декларированная программами, идеями, с ее домашней работой, семьей, материнством, представляется автору органичной для Паши Силаковой. Для астафьевской Паши Силаковой городская одиссея, "эмансипация" - лишь досадный эпизод, автор спешит вернуть ее в природный и привычный мир.

В основе обоих произведения обнаруживается озабоченность судьбой русского человека, оставившего деревню, но не нашедшего устойчивости в городе.

Кроме того, писатель раскрывает в произведении ряд других проблем:

1. Сниженный уровень культуры (Октябрина)

2. Романтизация преступлений

3. Юридического и нравственного преспупления и наказания

4. Проблема домашнего насилия

5. Моральная незрелость молодежи

6. Разложения деревни под влиянием города

7. Одинокая старость

8. Соотношения успеха в социальном плане

9. Наркомании

10. Безответственного отношения к труду

11. Преобладание материальных ценностей над духовными


04.06.2021; 00:21
хиты: 82
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь