I этап – сам период войны (1941-1945)
Свое начало литература о ВОВ берет с 1941-го года. Она рождалась из только что увиденного, а затем занесенного в корреспондентские книжки. Печатались в газетах «Красная звезда», «Правда», «Известия».
Было важно, насколько верно в них были отражены стратегические тонкости ведения боя, есть ли оптимизм в авторской позиции и соответствует ли содержание коммунистическим идеям. Некоторые из произведений не вписывались это и были напечатаны несколько позже. * Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», который был издан только в 1950 году, а написан сразу после войны.
Особенности литературы военного периода:
- основная функция литературы – мобилизующая (оценивалась идейная сущность и художественная самостоятельность произведения);
- преобладание концепции героизации
- на первый план выходит поэзия (К. Симонов «Убей его»), в том числе лирическая и военно-патриотическая песня, а также публицистика и малые эпические жанры (рассказ, повесть).
Очерк получил популярность благодаря своим жанровым особенностям: открытость авторской позиции, злободневность, пограничность между публицистикой и художественной литературой. Классикой жанра стали очерки И. Эренбурга «Война», «Фабрика убийц», в которых он разоблачал фашизм, очерк А.И. Толстого «Родина» и др. Толстой увязал 2 понятия: история и современность – за плечами солдата не только родные и дом, но и историческая память о великих победах предков.
Позже популярность набирает и жанр рассказа: М. Шолохов «Наука ненависти». Во второй половине войны основным жанром становится повесть. Переломной стала повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда», в связи с которой появляется негативный термин «окопная правда», т.к. произведение написано в рамках психологического натурализма.
Чуть позже, в 1946 году, зарождаются другие тенденции (героико-романтическая литература о войне – повесть Э. Казакевича «Звезда»). Особняком стояли произведения малых жанров А. Платонова («Афродита», «Неодушевленный враг»). Стоит отметить и популярную в годы войны драматургию: пьесы «Русские люди» К. Симонова.
II этап – послевоенное время (1946-1960 годы)
В эти годы наблюдается нарастание новых качеств, в том числе интерес к документальной прозе, подлинным свидетельствам (очерк Смирнова «Герои Брестской крепости»). В начале 50-х усилилось публицистическое начало в поэзии. В литературный процесс активно входят поэты фронтового поколения: Николай Старшинов, Юлия Друнина, Давид Самойлов и др.
За ними последовали произведения Г. Бакланова «Мертвые сраму не имут» (1961), К. Воробьева «Убиты под Москвой», первые повести В. Быкова «Журавлиный крик». В этих повестях был сходный центральный герой – молодой солдат и лейтенант, сверстник и собрат по военной профессии самих писателей, что давало мемуарную достоверность.
Особенности литературы послевоенного периода:
1. Противоречивое отношение к войне. С одной стороны послевоенный период связан с появлением так называемой парадной литературы о войне (романы Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды»), с другой – в это время писались и честные произведения, в которых воссоздавалась суровая правда войны: роман А. Фадеева «Молодая гвардия».
2. В 50-е годы появляется так называемый панорамный роман. Главное внимание в нем было сосредоточено на победах (Курская дуга, Брестская крепость, блокада Ленинграда), но эпопейность этих произведений была чисто внешней («Счастье» Павленко).
3. Лейтенантскпя проза. Главный герой – лейтенант, который несет за людей моральную ответственность.
III этап – литература о войне 60-х-90-х годов
Приходит в литературу новое поколение писателей, которые в годы войны профессиональными не были. Благодаря им литература обрела черты аналитичности.
Для этого периода характерна проблема нравственного выбора. По мнению этих авторов, война – программа испытания человека, который в экстремальной ситуации не может играть роль. Ключевая концепция – дегероизации войны.
IV этап – современная проза о войне
Современная проза о войне включает произведения не только о ВОВ, но и о локальных войнах XX века. (Чечня, Афганистан). Произведения этого периода отличает дегероизация войны. В современной прозе одной из главных становится проблема памяти. Новая проза о войне становится литературой нравственных исканий, в которой на военной тематике ставятся проблемы современного или вечного. Для современной русской прозы характерен новый уровень правды о войне, который во многом связан с открывающимися архивами, содержащими новые обстоятельства. Для современной прозы характерен высокий уровень натурализма. В рамках современной прозы о войне появляется течение «блокадная проза» (Д. Гранин «Блок Ада»)