«Мастер и Маргарита» как итоговое произведение
Предчувствуя смерть, писатель называл свой роман «закатным». Согласно первоначальному замыслу, роман должен был передать в гротескной форме аномалии человеческой жизни. «М и М» - энциклопедия человеческих пороков, но творческая задача писателя была сложнее, а именно найти истоки антигуманности людей. Тогда Булгаков начинал писать художественную версию гибели Христа и представил ошибку человечества – неправедное решение Пилата, несправедливый суд над художником со стороны власти. К 40г написал роман, в котором 2 сюжета были объединены в одно художественное полотно.
Своеобразие композиции
В романе 3 относительно самостоятельных сюжета, соединенные авторскими и общефилософскими идеями с использованием «романа в романе»:
1. Любовно-лирический (М и М)
2. Фантастическо-сатирический – Воланд и его свита.
3. Роман в романе «легенда об Иешуа и Пилате».
Сюжетная завязка – появление Воланда и его свиты в Москве на прудах. У Воланда как литературного героя большая родословная. Образ Сатаны вырастает в сочинениях Мильтона, Гёте, Байрна, но более всего Воланд Булгакова связан с Мефистофелем («Фауст»). Эта связь осознанная, закрепленная эпиграфом романа: «Так, что ж Ты? Я часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо». Имя «Волнад» появляется в «Фаусте» 1 раз - так называл себя Мефистофель в сцене «Вальпургиева ночь». Воланд – имя Дьявола в немецком языке «Фаланд» - лукавый, обманщик, уже старинные писатели употребляли, говоря о черте.
Данные 2 сюжетные линии связаны с третьей – роман в романе «легенда об Иешуа и Пилате». В центре романа Мастера противостояние Понтия Пилата и философа Иешуа. Булгаков использует библейский сюжет, но трактует его по-своему. Церковь не осуждает Пилата, а Булгаков на вопрос и его виновности/невиновности отвечает однозначно – виновен! Пилата охватил страх за потерю власти перед римским правителем Тиберием. Он дрогнул перед нравственным компромиссом и подверг человека несправедливому суду. Он фактически отдал Иешуа в руки первосвященника Каифы, который обвинял его в покушении на власть, хотя формально суд вершила толпа.
Первая мысль Пилата после случившегося: «погиб, погибли», т.е. гибнет душа самого Пилата, а вместе с ним и моральный облик всего человечества. Таким образом, по Булгакову появление Воланда в Москве – результат страшного предательства, совершенного однажды на террасе Иродова дворца.
Своеобразие жанра
В произведении есть сразу несколько разновидностей романа:
- фантастический (Воланд и свита)
- философский (поиск истины)
- любовный (линия М и И)
- исторический (реалии М в 20г 20в)
- роман-миф (Иешуа)
- социально-бытовой (Бездомный после смерти Берлиоза, бытовые детали, забытая икона в углу (в пыли) – эпоха атеизма)
- сатирический (Булгаков показал литературное братство, описание жизни дома Грибоедова).
Вот почему роман называется роман полифоническим. Его называют роман-мениппеей (М.М. Бахтин).
Основные особенности мениппеи в романе «М и М»:
- самая смелая авантюра и фантаст. внутр. Мотивируются и оправдываются идейно-философской целью – создание исключительной ситуации для испытание философской идеи;
- органичное сочетание фантастической символики, иногда мистика религиозная;
- изображение необычных/ненормальных норм психического состояния человека – безумии всякого рода (раздвоенность личности, необычные сны), кот. как бы разрушают целостность человека и его судьбы, раскрываю возможности иного человека и иной ж. – И. Бездомный.
- сцены скандалов, эксцентричного поведения (нарушение уставленных форм поведения и этикета + речевого этикета; но эти скандалы отличаются от комедийных; эти скандалы – освобождение человеческого поведения от предрешающих норм и мотивировок;
- оксюморон (роскошная нищета, справедливый Сатана);
- широкое использование вставных жанров: дневников, новеллы, письма (роман Мастера);
- смешение стилей: романтический стиль, сатира, гоголевская сатира;
- смешение и смещение пространств и временных планов: 2 пласта времени (Мастер 30ые годы, Иешуа 30г до н.э.) Глубокую связь, существующую между Мастером и Иешуа главами, подчёркивается тем, что события происходят в одном и том же месяце и укладываются в несколько дней перед Христовой Пасхой, только промежутком в 1900 лет
Философская проблематика
Первая философская проблема проблема – это проблема добра и зла. Она связана с образом Воланда, на который есть 2 точки зрения:
- Воланд – нетрадиционный образ Сатаны, потому что наказывает за грехи и добрым людям приходит на помощь. Это фигура амбивалентная и, по мнению В. Лакшина, антитеза добра и зла в лице Воланда и Иешуа не состоялась. Сторонники данной концепции воспринимают эпиграф буквально.
- Воланд – традиционный образ Сатаны.
- Воланд со свитой не избавлял Москву от доносчиков, а расправлялся лишь с теми, кто встаёт на их пути. Искусительство Воланда проявляется ходе сеанса белой и чёрной магии. Искушение как провоцирование богоотступничества составляет главную функцию Сатаны. Даже в книге Иова он предстаёт не сколькот как творящее зло, сколько носитель искушения и сомнения в человеческом совершенстве. В эту традицию изображения Сатаны вписывается и Воланд. Обвинение человеку то и дело сквозит в его словах. Увидев на волшебном глобусе трупик ребёнка, Воланд улыбается: «Он не успел нагрешить», т.е. ребёнок (человек) для Воланда потенциально грешник. Отсюда его искусительство: во всём и во всех он склонен видеть дурную сторону и, предполагая в людях злое, провоцировать в людях их проявление.
- М и М не были изначально предупреждены, что их воссоединение возможно только за пределами земной жизни. Также изначально они должны были попасть в тьму
- Воланд, который берет на себя право вершить суд, мстить, придавать смерти, приговаривать к отплате за грехи, доказывает свое тщеславие, беззаконие и гордыню, за которые и был низвергнут Сатана.
С проблемой добра и зла тесно связана проблема возмездия. Самое жесткое возмездие настигло двух героев – Берлиоза и Барона Майгеля (современный Иуда). Барон был накзан за доносительство. Берлиоз – не просто литератор, председатель Массолита, чиновник от литературы, лишающий художника свободы творчества. Это единственный герой, наказанный дважды: смерть и «издевательство» на балу.
Следующая проблема – судьба творческой личности, которая связана с образом Мастера. Это единственный персонаж, у которого нет имени, вместо имени качество: Мастер – деятель, достигший совершенства в какой-либо области (встреча с Маргаритой, билет счастливый). Его фигура противопоставлена понятию борьбы –считает, что бороться за роман бессмысленно, это насилие + время истины ещё не пришло) (автобиогр). Образ Маргариты представляет тему любви, из которой вытекает проблема милосердия и жертвенности как двух мерил человеческой нравственности (см.эпизод с Фриодой).
Таким образом, автор подводит читателя, что борьба добра и зла (света и тьмы) завершается победой света. В роман входит и тема любви к людям. Принципиально важны с этой точки зрения слова Иешуа о том, что все люди добры, перекликающаяся в сцене бала Сатаны с советом Коровьева Маргарите: «если кто-нибудь не понравится, нужно полюбить его». И завершается роман актом милосердия: «свободен», дописывает свое произведение Мастер.
Выводы:
1. Бесовское начало в самом человеке. Он всегда должен помнить о расплате за грехи. Если бы Бог хотел уничтожить зло, он бы сделал это, но он хотел, чтобы человек совершал выбор.
2. Любовь, милосердие – вечные ценности, служащие истине
3. Истина ритальна (жизнеспособна), живёт независимо от чьей-либо воли, а человечество медленно, но все же идёт к её постижению. Идея ритальности истины провозглашена устами Мастера: «рукописи не горят»