Темы
В 1916 году вышел в свет первый поэтический сборник Есенина – «Радуница» (православный праздник на 9 день после Пасхи, День поминовения, родительский день). У Есенина Радуница – это символ весны, возрождения, день, связанный с предками, а значит и с Родиной. Так было заявлено важнейшее направление в творчестве поэта – прославление красоты родного края. Основные темы лирики Есенина: тема Руси, революции и любви.
Мотивы
- мотив природы особенно характерен для раннего творчества, в котором основным приемом становится олицетворение («Поет зима, аукает…»); позже от простого олицетворения поэт перейдет к образам («Зеленая прическа, девическая грудь…»)
- мотив любви к животным («Табун», «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке»), жизненная позиция поэта выражена в словах «зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове»
- мотив крестьянского труда («Марфа Посадница», «Ус»)
- мотивы устного народного творчества (дед и мать Есенина на память знали множество народных песен, частушек, в тетрадях поэта было записано около четырех тысяч миниатюрных шедевров). Например, мотив несчастной любви («Хороша была Танюша»).
- «древесные мотивы».
- космические мотивы.
Образы
Образ Родины.
Уже в первом сборнике «Радуница» было сделано поэтическое открытие – образ голубой Руси (рожден весенним половодьем, которое Есенин наблюдал еще в детстве в родном селе Константиново: Ока слитая с небом).
Но голубая Русь соседствует с Русью нищей, патриархальной (мотив сыновней любви). Есенин использует концепцию крестьянской избы (изба как символ Руси). Она связана с неприятием цивилизации, где неприятие заканчивается активной нотой проклятия: «Черт бы взял тебя, скверный гость!». Неприятие цивилизации связано и с мотивом природы: цивилизация губит природу – деревню – избу – человека.
Образы земли и неба
Постепенно «деревянная избенка» становится храмом, связующим землю и небо, а различные части этой избы и ее украшения (красный угол, конек на крыше) предстают символами связи земли с небом.
С 1914 года в поэтическом мире Есенина появляется и небесное жилище – изба на небе. Это «золоченая хата», «божий» или «райский терем».
В 1914 – 1919 годах сливаются обе сферы есенинского мира – земная и небесная. Божественный мир приобретает черты земного, а земной обожествляется. Вот почему небо в художественном мире поэта – «голубая трава», там растут деревья, пасутся «животные» (солнце, месяц, облака, тучи), а вода на земле – это небесная «синь, упавшая в реку». Природа у Есенина – божественный храм: в ней звезды «лампадки небесные», деревья – монашки, сумрак – ангел и т. п.
В 20-е годы более важным для поэта будет образ земли. А в центре земли все та же крестьянская изба с постройками. В поэзии Есенина почти нет городских пейзажей, то есть образа города почти нет. В городе поэт не находит себе места, мечтает, как блудный сын, возвратиться и вылечить душу слиянием с природой.
В стихах Есенин создает собственную концепцию человека. Поэт наделяет человека животными, божественными и дьявольскими качествами, но продолжает мечтать о гармонии в мире и душе человека. Для раскрытия отношения поэта к природе, миру людей, историческим событиям служат также образы животных.
Фольклорные истоки
Есенин использует стилистические особенности народной лирики, тяготеет к формам и мотивам устного народного творчества, использует фольклорные конструкции, поэтические образы.
1.Обилие повторов. Их функции: передача душевного состояния человека (смятения, волнения, радости), создание ритмического рисунка стиха.
2. Насыщенность обращениями (часто к природе): «Милые березовые чащи!»
3.Сложная метафоричность. Пример развернутой метафоры: «Луна – заяц, звезды – заячьи следы»
4. Образность. Образы создаются по фольклорному типу: Есенин берет материал из мира деревни, природы и стремится охарактеризовать одно явление или предмет другим.
5. Использование приема психологического параллелизма.
6. Многословность вызвана тем, что поэт добивается выразительности чувства, состояния в каждом слове, каждой строке.
7. Музыкальность достигается за счет тяготения к точной рифме, придающей особую гладкость и звонкость стиху.
8. Использование религиозной лексики для решения особых поэтических задач, для выражения сугубо светских идей.
9. Наличие в стихах слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
10. Свою любовь к родине Есенин передает с помощью сравнений, олицетворений, метафор, взятых из хорошо знакомого ему мира крестьянской жизни, благодаря чему создается законченная и яркая картинка характерная для сельской жизни.