«Возвращенные» произведения А. Платонова.
К "возвращенной литературе" относят те произведения, которые по тем или иным причинам в свое время не дошли до широкого читателя. Так и Платонов в большой литературе держался особняком: он не примыкал ни к одной из литературных групп 20-х годов. Ему удавалось лишь изредка печатать свои литературно- критические работы.
В 1937 году вышла книга рассказов «Река Потудань», за которую по доносу одноклассника был арестован 15-тилетний сын Платонова. Судьба единственного ребенка должна была служить устрашением для «неблагонадежного» писателя, которого в критике называли «замаскировавшимся юродивым бедняком», а его произведения – «клеветой». Сам Сталин вынес вердикт на полях рукописи повести «Котлован» – «сволочь!» Вот почему многие произведения Платонова вошли в разряд «возвращенной» литературы:
- повесть «Котлован»
- роман «Чевенгур»
- роман «Счастливая Москва»
- драма «13 красных избушек»
- повесть «Ювенильное море»
Тип героя
Устойчивый тип героя – платноновский герой – «усомнившийся», «сокровенный человек». Эти борцы за всеобщее счастье обнаруживают тщетность своих инициатив. Герой произведений Платонова – трудовой человек, мыслящий, но не получивший образования, для которого самое главное – поиск истины как «вещества существования».
В "Котловане" это Прушевский и Вощев. Прушевскому нужно чувствовать свою необходимость не всем, не к классу, а конкретному человеку. Вощев также не может и не хочет чувствовать себя винтиком, быть счастливым по приказу. Он – русский правдоискатель – натура двойственная и противоречивая. Он, как и его время, соединяет в себе мечту о счастье, поиск смысла жизни, понимание необходимости счастья (общества в целом и человека в частности) и массовые убийства (участие Вощева в коллективизации).
Герой-странник – причем странствие понимается не только как физическое передвижение по земле или в космическом пространстве, но и как путешествие мысли в поисках разгадки тайн бытия.
Мотив странствия
Мотив странничества; мотив дороги – сюжетообразующий для большинства произведений. Так поиск истины, счастья, смысла «всеобщего существования» станут в поэтике Платонова сквозным сюжетом, объединяющим все его произведения.
В фокусе повествования не путевые впечатления героя, а смысл трагических исторических преобразований. Маршрут героя постоянно сбивается: с котлована Вощев ушел в одну открытую дорогу, затем вернулся к землекопам, потом вместе с ними вернулся в деревню – и вновь возратился к котловану.
Наряду с несостоявшимся путешествием героя Платонов вводит несостоявшийся сюжет строительства – общепролетарский дом становится миражом, призванным заместить реальность. Проект строительства изначально утопичен: его автор – инженер Прушевский – "тщательно работал над выдуманными частями общепролетарского дома". Сама идея Дома определяется Платоновым уже на первых страницах: "Так могилы роют, а не дома", – говорит бригадир землекопов. В финале котлован станет могилой. Смысловой итог строительства "будущего неподвижного счастья" – смерть ребенка в настоящем и потеря надежды на обретение "смысла жизни и истины всемирного происхождения", в поисках которой отправляется в дорогу Вощев. "Я теперь ни во что не верю", – логическое завершение стройки века.
Котлован – это своеобразный ответ, который давала советская действительность на вечный вопрос о смысле жизни. Это овеществленная метафора строительства социализма. Котлован становится не фундаментом будущего счастья, а его могилой. Платонов выстраивает цепочку контекстуальных синонимов: КОТЛОВАН-ЯМА-ПРОПАСТЬ-МОГИЛА РЕБЕНКА.
Таким образом, если советская печать утверждала, что индустриализация и коллективизация – фундамент социализма, то Платонов считал: если не изменить траекторию движения, то общество неизбежно рухнет в пропасть. Это гибельный путь.