пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Драматургия М.Горького 30-х годов. "Егор Булычов и другие", "Достигаев и другие", "Васса Железнова". Анализ двух пьес по выбору

"Егор Булычов и другие"

Пьеса интересна особым типом конфликта. На первый взгляд, это – типичная семейно-бытовая драма, так как всё действие сосредоточено на фигуре умирающего Егора Булычова. Семейно-бытовой конфликт, указанный в заглавии, связан с разделом имущества, так как Булычов – купец, крупный промышленник. Но это мнимый конфликт, т.к. конфликт подразумевает борьбу (внешнюю или внутреннюю).

Основные элементы сюжета выделяются в зависимости от стадии развития конфликта. Развязка подразумевает разрешение конфликта. В пьесе же нет активности со стороны Егора: он не участвует в разделе имущества и не пытается его контролировать. Когда-то деньги были для него не просто капиталом, а смыслом жизни; теперь же он волнуется за судьбу Шурки (своей внебрачной дочери).

Егор – тип человека, задумавшегося о смысле жизни, фигура трагическая: только перед смертью он понимает и признаётся: «мимо настоящей жизни я жил», «в чужие люди попал». Пьеса строится как вереница признаний Егора, одно из которых – любимой женщине Глафире: «Ты да Шурка – единственное, что я нажил, остальное меня выжило». Так Горький в очередной раз раскрывает проблему капитала: порабощение человека рублём и погоней за наживой. Образ Егора входит в горьковскую галерею «блудных детей» буржуазии, которым неуютно в мире преуспевающих дельцов, которых охватывают сомнения и раздумья о жизни.

Человек острого ума, Булычов говорит о Мировой войне: «Зря влезли в эту войну», «Одни воюют, другие – воруют». Зло мира Егор видит в собственности: «Воруешь не ты – рубль ворует. Он, сам по себе, есть главный вор». Ему кажется смешной идея, что рабочие могут управлять страной: «Пропьют государство». Но в то же время он раздумывает: «А – вдруг – не пропьют?».

Булычова волнует не столько своя приближающая смерть, сколько «большая смерть» − смерть буржуазного общества, гибель старого мира. Эту неминуемую «большую смерть» осознает только он, «другие» видят только близкую смерть Егора.

Союз И в заглавии имеет значение противопоставления и противостояния.

Шуре Булычовой, похожей на отца смелостью и неуемной энергией, близящиеся события внушают надежду найти свое место в жизни. В конце пьесы она приветствует проходящую за окнами дома революционную демонстрацию. Недаром после смерти Булычева Достигаев замечает: «Жаль – помер Егор, пощипала бы дочка печенку-то ему!.. Хотя… черт его знает, как бы он взглянул на этот фокус!»

В творческом представлении Горького образ Егора пересекается с фольклорным героем-богатырем Василием Буслаевым. Их роднит размах неистраченных творческих сил, дерзкое желание испытать пределы дозволенного, вызов смерти и богу и в то же время бессмысленность смерти.

Раскрывая конфликт Булычева – яркой и незаурядной личности – со своим классом, Горький первоначально назвал пьесу «Накануне». Это определяло не только время действия – канун Февральской революции, но и главное в идейном содержании пьесы – начале конца буржуазного мира, о кризисе буржуазного мировоззрения. Умный и беспощадный в своих поисках правды Егор перед смертью осудил мир, по законам которого жил, и себя за подчинение этим законам.

Широкий фон раскрытия характера Булычева позволил Горькому всесторонне показать трагедию личности. Именно социально-исорическая среда привела к ложному направлению в развитии, обесценила его творческие возможности. Ведь основу образа составляют яростные противоречия и непотухающие страсти.

Так, по мере развития сюжета и углубления характера Егора Булычова, в связи с идеей большой смерти пьеса на наших глазах перерастает из семейно-бытовой в социально-психологическую философскую драму: смерть героя у Горького знаменует смерть класса, старого мира, страны. В этом плане показательна и кульминационная сцена с трубачом, когда Егор говорит об игре Гаврилы Увекова: «Это Гаврила архангел конец миру трубит» (идея обречённости на смерть старого мира).

 

 

"Достигаев и другие"

Пьеса начинается массовой сценой в купеческом клубе. Другие – это представители разных званий, имущественных классов, партий, разных убеждений, но всех их, от монархистов до черносотенцев, объединяет чувство растерянности и страха. На этом фоне резко выделяется фигура Василия Достигаева, который кажется абсолютно спокойным, даже равнодушным. Другие не могут понять природу его спокойствия. «Во что веруешь?» − спрашивают его, а он отвечает: «Верую в бога, но предпочитаю коньяк».

Достигаев тоже умен (как и Булычев), но его ум – это смекалка стяжателя, ум цинника, который не задумывается над глобальными вопросами бытия. Если Булычев – пусть с сомнением – задумывается на тем, что «вдруг» рабочие сумеют управлять государством, то Достигаев даже не допускает подобной мысли. Он энергичен, «ловок и на язык, и на руку». Достигаев хитер, а потому вдвойне опасен. Он легко отмежевывается от тех, кто готовил вооруженное нападение на Совет рабочих, крестьянских и советских депутатов, да и в прошлом о нем «скандального… не слыхать было».

Союз И в заглавии имеет значение выделения.

Достигаев – тип умного, рассудительного человека, которого не может выбить из колеи даже семейная трагедия.

Основная идея пьесы и доминанта характера Достигаева – чтение Дарвина: естественный отбор – речь идет о выживаемости в экстремальных ситуациях – выживают сильнейшие и самые приспособленные. Достигаев такой же враг советской власти, большевиков, как и другие, но это скрытый и очень умный враг, поэтому вдвойне опасный.

Тема нравственного самоопределения людей на фоне исторических событий (человек и время);

 

Пьеса интересна особым типом конфликта. На первый взгляд, это –
типичная семейно-бытовая драма, так как всё действие сосредоточено на
фигуре умирающего Егора Булычова. Семейно-бытовой конфликт,
указанный в заглавии, связан с разделом имущества, так как Булычов –
купец, крупный промышленник. Но это мнимый конфликт, т.к. конфликт
подразумевает борьбу (внешнюю или внутреннюю).
Основные элементы сюжета выделяются в зависимости от стадии
развития конфликта. Развязка подразумевает разрешение конфликта, хотя
далеко не всегда завершение событий сопровождается разрешением
противоречия. Исчерпанность конфликта, торжество восстановление
справедливости – характерная черта таких классических жанров как сказка и
комедия и таких ультрасовременных как боевик и триллер.
В пьесе же нет активности со стороны Егора: он не участвует в разделе
имущества и не пытается его контролировать. Когда-то деньги были для него
не просто капиталом, а смыслом жизни; теперь же он волнуется за судьбу
Шурки (своей внебрачной дочери).
Егор – тип человека, задумавшегося о смысле жизни, фигура
трагическая: только перед смертью он понимает и признаётся: «мимо
настоящей жизни я жил», «в чужие люди попал». Пьеса строится как
вереница признаний Егора, одно из которых – любимой женщине Глафире:
«Ты да Шурка – единственное, что я нажил, остальное меня выжило». Так
Горький в очередной раз раскрывает проблему капитала: порабощение
человека рублём и погоней за наживой. Образ Егора входит в горьковскую
галерею «блудных детей» буржуазии, которым неуютно в мире
преуспевающих дельцов, которых охватывают сомнения и раздумья о жизни.
Человек острого ума, Булычов говорит о Мировой войне: «Зря влезли в
эту войну», «Одни воюют, другие – воруют». Зло мира Егор видит в
собственности: «Воруешь не ты – рубль ворует. Он, сам по себе, есть
главный вор».
Ему кажется смешной идея, что рабочие могут управлять страной:
«Пропьют государство». Но в то же время он раздумывает: «А – вдруг – не
пропьют?».
Булычова волнует не столько своя приближающая смерть, сколько
«большая смерть» − смерть буржуазного общества, гибель старого мира. Эту
неминуемую «большую смерть» осознает только он, «другие» видят только
близкую смерть Егора.
Союз И в заглавии имеет значение противопоставления и
противостояния.
Шуре Булычовой, похожей на отца смелостью и неуемной энергией,
близящиеся события внушают надежду найти свое место в жизни. В конце
пьесы она приветствует проходящую за окнами дома революционную
демонстрацию. Недаром после смерти Булычева Достигаев замечает: «Жаль
 
– помер Егор, пощипала бы дочка печенку-то ему!.. Хотя… черт его знает,
как бы он взглянул на этот фокус!»
В творческом представлении Горького образ Егора пересекается с
фольклорным героем-богатырем Василием Буслаевым. Их роднит размах
неистраченных творческих сил, дерзкое желание испытать пределы
дозволенного, вызов смерти и богу и в то же время бессмысленность смерти.
«По убеждению Горького, − писал Федин, − буслаевские черты заложены в
характере Булычева и, может быть, лучшие из этих черт – в лучшем из того,
что было дано натуре Булычева и что им погублено».
Раскрывая конфликт Булычева – яркой и незаурядной личности – со
своим классом, Горький первоначально назвал пьесу «Накануне». Это
определяло не только время действия – канун Февральской революции, но и
главное в идейном содержании пьесы – начале конца буржуазного мира, о
кризисе буржуазного мировоззрения. Умный и беспощадный в своих поисках
правды Егор перед смертью осудил мир, по законам которого жил, и себя за
подчинение этим законам.
Широкий фон раскрытия характера Булычева позволил Горькому
всесторонне показать трагедию личности. Именно социально-исорическая
среда привела к ложному направлению в развитии, обесценила его
творческие возможности. Ведь основу образа составляют яростные
противоречия и непотухающие страсти.
Так, по мере развития сюжета и углубления характера Егора Булычова, в
связи с идеей большой смерти пьеса на наших глазах перерастает из семейно-
бытовой в социально-психологическую философскую драму: смерть героя у
Горького знаменует смерть класса, старого мира, страны. В этом плане
показательна и кульминационная сцена с трубачом, когда Егор говорит об
игре Гаврилы Увекова: «Это Гаврила архангел конец миру трубит» (идея
обречённости на смерть старого мира).Пьеса интересна особым типом конфликта. На первый взгляд, это –
типичная семейно-бытовая драма, так как всё действие сосредоточено на
фигуре умирающего Егора Булычова. Семейно-бытовой конфликт,
указанный в заглавии, связан с разделом имущества, так как Булычов –
купец, крупный промышленник. Но это мнимый конфликт, т.к. конфликт
подразумевает борьбу (внешнюю или внутреннюю).
Основные элементы сюжета выделяются в зависимости от стадии
развития конфликта. Развязка подразумевает разрешение конфликта, хотя
далеко не всегда завершение событий сопровождается разрешением
противоречия. Исчерпанность конфликта, торжество восстановление
справедливости – характерная черта таких классических жанров как сказка и
комедия и таких ультрасовременных как боевик и триллер.
В пьесе же нет активности со стороны Егора: он не участвует в разделе
имущества и не пытается его контролировать. Когда-то деньги были для него
не просто капиталом, а смыслом жизни; теперь же он волнуется за судьбу
Шурки (своей внебрачной дочери).
Егор – тип человека, задумавшегося о смысле жизни, фигура
трагическая: только перед смертью он понимает и признаётся: «мимо
настоящей жизни я жил», «в чужие люди попал». Пьеса строится как
вереница признаний Егора, одно из которых – любимой женщине Глафире:
«Ты да Шурка – единственное, что я нажил, остальное меня выжило». Так
Горький в очередной раз раскрывает проблему капитала: порабощение
человека рублём и погоней за наживой. Образ Егора входит в горьковскую
галерею «блудных детей» буржуазии, которым неуютно в мире
преуспевающих дельцов, которых охватывают сомнения и раздумья о жизни.
Человек острого ума, Булычов говорит о Мировой войне: «Зря влезли в
эту войну», «Одни воюют, другие – воруют». Зло мира Егор видит в
собственности: «Воруешь не ты – рубль ворует. Он, сам по себе, есть
главный вор».
Ему кажется смешной идея, что рабочие могут управлять страной:
«Пропьют государство». Но в то же время он раздумывает: «А – вдруг – не
пропьют?».
Булычова волнует не столько своя приближающая смерть, сколько
«большая смерть» − смерть буржуазного общества, гибель старого мира. Эту
неминуемую «большую смерть» осознает только он, «другие» видят только
близкую смерть Егора.
Союз И в заглавии имеет значение противопоставления и
противостояния.
Шуре Булычовой, похожей на отца смелостью и неуемной энергией,
близящиеся события внушают надежду найти свое место в жизни. В конце
пьесы она приветствует проходящую за окнами дома революционную
демонстрацию. Недаром после смерти Булычева Достигаев замечает: «Жаль
 
– помер Егор, пощипала бы дочка печенку-то ему!.. Хотя… черт его знает,
как бы он взглянул на этот фокус!»
В творческом представлении Горького образ Егора пересекается с
фольклорным героем-богатырем Василием Буслаевым. Их роднит размах
неистраченных творческих сил, дерзкое желание испытать пределы
дозволенного, вызов смерти и богу и в то же время бессмысленность смерти.
«По убеждению Горького, − писал Федин, − буслаевские черты заложены в
характере Булычева и, может быть, лучшие из этих черт – в лучшем из того,
что было дано натуре Булычева и что им погублено».
Раскрывая конфликт Булычева – яркой и незаурядной личности – со
своим классом, Горький первоначально назвал пьесу «Накануне». Это
определяло не только время действия – канун Февральской революции, но и
главное в идейном содержании пьесы – начале конца буржуазного мира, о
кризисе буржуазного мировоззрения. Умный и беспощадный в своих поисках
правды Егор перед смертью осудил мир, по законам которого жил, и себя за
подчинение этим законам.
Широкий фон раскрытия характера Булычева позволил Горькому
всесторонне показать трагедию личности. Именно социально-исорическая
среда привела к ложному направлению в развитии, обесценила его
творческие возможности. Ведь основу образа составляют яростные
противоречия и непотухающие страсти.
Так, по мере развития сюжета и углубления характера Егора Булычова, в
связи с идеей большой смерти пьеса на наших глазах перерастает из семейно-
бытовой в социально-психологическую философскую драму: смерть героя у
Горького знаменует смерть класса, старого мира, страны. В этом плане
показательна и кульминационная сцена с трубачом, когда Егор говорит об
игре Гаврилы Увекова: «Это Гаврила архангел конец миру трубит» (идея
обречённости на смерть старого мира).

15.05.2021; 16:14
хиты: 74
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь