«Мастер и Маргарита» как итоговое произведение
1928-1929 гг.– задумка романа, остались рукописи, возвращающие в 1937 год; 1939 готов. Предчувствуя смерть, писатель называл свой роман «закатным». Согласно первоначальному замыслу, роман должен был передать в гротескной форме аномалии человеческой жизни. «М и М» - энциклопедия человеческих пороков, но творческая задача писателя была сложнее, а именно найти истоки антигуманности людей. Тогда Булгаков начинал писать художественную версию гибели Христа и представил в своём беззаконии ошибку человечества – неправедное решение Пилата, несправедливый суд над художником со стороны власти. К 40г написал роман, в котором 2 сюжета были объединены в одно художественное полотно. Получился уникальный роман, аналогов которого нет ни в композиционном, ни в жанровом плане. Таким образом, условия создания и замысел обусловили жанр и структуру произведения.
Своеобразие композиции
В романе 3 относительно самостоятельных сюжета, соединенные авторскими и общефилософскими идеями с использованием «романа в романе»:
1. Любовно-лирический (М и М)
2. Фантастическо-сатирический – Воланд и его свита.
3. Роман в романе «легенда об Иешуа и Пилате».
Сюжетная завязка и линия всего романа – появление Воланда и его свиты в Москве на прудах. Появление такого фантастического персонажа не ново. Так Булгаков вступает в соревнования со всей мировой художественной практикой. Образ Сатаны стал толчком для муз. произведения М. Мусковского, Г. Гуно, Г. Берлиоза. Ф. Листа, воплотился в создании живописи (Врубель «Демон»).У Булгаковского Воланда как литературного героя большая родословная. Образ Сатаны вырастает в сочинениях Мильтона, Гёте, Байрна, но более всего Воланд Булгакова связан с Мефистофелем («Фауст»). Эта связь осознанная, закрепленная эпиграфом романа: «Так, что ж Ты? Я часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо». Само имя «Волнад» восходит к Гёте: оно появляется в «Фаусте» 1 раз - так называл себя Мефистофель в сцене «Вальпургиева ночь». Воланд – имя Дьявола в немецком языке «Фаланд» - лукавый, обманщик, уже старинные писатели употребляли, говоря о черте.
Данные 2 сюжетные линии связаны с третьей – роман в романе «легенда об Иешуа и Пилате». В центре романа Мастера противостояние Понтия Пилата, пятого прокуратора Иудеи, и странствующего философа Иешуа. Булгаков использует библейский сюжет, но трактует его по-своему. Церковь не осуждает Пилата, а Булгаков на вопрос и его виновности/невиновности отвечает однозначно – виновен! По Булгакову, его охватил страх за потерю власти перед римским правителем Тиберием. Он дрогнул перед нравственным компромиссом и подверг человека несправедливому суду. Он фактически отдал Иешуа в руки первосвященника Каифы, который обвинял его в покушении на власть, хотя формально суд вершила толпа.
Таким образом, Пилат предпринял попытки снять с себя вину (очередной компромисс), и это ничего не изменило. Первая мысль Пилата после случившегося: «погиб, погибли», т.е. гибнет душа самого Пилата, а вместе с ним и моральный облик всего человечества. Таким образом, по Булгакову появление Воланда в Москве – результат страшного предательства, совершенного однажды на террасе Иродова дворца, которая привела к черной мессе и поставила юдей в вассальную зависимость от «Князя тьмы».
Своеобразие жанра
В произведении есть сразу несколько разновидностей романа:
- фантастический (Воланд и свита)
- философский (поиск истины)
- любовный (линия М и И)
- исторический (реалии М в 20г 20в)
- роман-миф (Иешуа)
- социально-бытовой (Бездомный после смерти Берлиоза, бытовые детали, забытая икона в углу (в пыли) – эпоха атеизма)
- сатирический (Булгаков показал литературное братство, описание жизни дома Грибоедова).
Вот почему роман называется роман полифоническим. Его называют роман-мениппеей (М.М. Бахтин).
Основные особенности мениппеи в романе «М и М»:
- самая смелая авантюра и фантаст. внутр. Мотивируются и оправдываются идейно-философской целью – создание исключительной ситуации для испытание философской идеи;
- органичное сочетание фантастической символики, иногда мистика религиозная;
- изображение необычных/ненормальных норм психического состояния человека – безумии всякого рода (раздвоенность личности, необычные сны), кот. как бы разрушают целостность человека и его судьбы, раскрываю возможности иного человека и иной ж. – И. Бездомный.
- сцены скандалов, эксцентричного поведения (нарушение уставленных форм поведения и этикета + речевого этикета; но эти скандалы отличаются от комедийных; эти скандалы – освобождение человеческого поведения от предрешающих норм и мотивировок;
- оксюморон (роскошная нищета, справедливый Сатана);
- широкое использование вставных жанров: дневников, новеллы, письма (роман Мастера);
- смешение стилей: романтический стиль, сатира, гоголевская сатира;
- смешение и смещение пространств и временных планов: 2 пласта времени (Мастер 30ые годы, Иешуа 30г до н.э.) Глубокую связь, существующую между Мастером и Иешуа главами, подчёркивается тем, что события происходят в одном и том же месяце и укладываются в несколько дней перед Христовой Пасхой, только промежутком в 1900 лет