Общая направленность
В 1930-е годы драматургия Булгакова была неприемлема для цензуры. Непременный атрибут его драматургии - фантасмагорическое пространство, которое может в любую минуту трансформироваться. Время действия в пьесах - часто ночью. Именно ночью совершаются чудеса и происходят ужасные преступления.
Он пользовался приёмами, единственно необходимыми для передачи его мысли. Излюбленным приемом Булгакова-драматурга был «театр в театре». На этом приеме построена пьеса «Кабала святош»
Тональность его драм и инсценировок определяет особый гуманизм. Для Булгакова нравственное достоинство личности - высший критерий человечности. Драматург понимал всю сложность борьбы за нравственные идеалы.
Образы
Образ свечи как символа человеческой души преследует Булгакова постоянно. Еще один почти постоянно «кочующий» из пьесы в пьесу образ - вьюга, метель. Символ смятения в умах, в душах (Смятенное время, смятенная эпоха). И наконец - часы. Знак истории, мгновенности человеческой жизни.
Тематика - судьбы личности и исторических коллизий
Проблематика - ценность личности, судьбы гения, для которого служение искусству и высшим идеалам, свобода, справедливость нужны как воздух.
Анализ №1 («Кабала святош»)
История создания.
Пьеса «Кабала святош» была написана Булгаковым в 1929 г. В 1930 г. пьеса была разрешена к постановке, но запрещена цензурой спустя 2 месяца. В 1931 г. Сталин разрешил играть пьесу. Но цензура изменила название на «Мольер», потребовала убрать намёки на современность. Премьера состоялась в 1936 г. во МХАТе и имела большой успех.
Конфликт
1) Основной конфликт – между художником и властью.
2) Между художником и церковью.
3) Между гением и толпой
Внешние конфликты Мольера объясняются его вспыльчивым характером. Его нападки на религию в «Тартюфе» становятся причиной конфликта с Кабалой и впоследствии с королём.
Герои также обременены внутренними конфликтами. Например, Мадлена признается на исповеди, что в юности встречалась с двумя мужчинами (один из которых Мольер) и всю жизнь ее терзали сомнения, чья же Арманда дочь. Когда она узнает, что Мольер влюбился в Арманду, то пытается его остановить, не заключать брак. В своей тайне признаётся только Лагранжу.
Образная система
Мольер изображён реалистично. Актёр вспыльчив, но великодушен и справедлив. Часть личностных характеристик дана в ремарках, из которых читатель узнаёт, что Мольер чуть заикается в жизни, но на сцене «первоклассен». В быту Мольер чувствует себя старым, седым, он окружён врагами и боится позора. Бутон характеризует Мольера как великого артиста по профессии и грубияна по характеру. Арманда считает его смелым и великим.
Несчастья меняют Мольера. Он справляется со своим гневом, прощает приёмного сына и открывает перед ним двери дома. В четвёртом действии именно Мольер становится выразителем авторской мысли. Он восклицает: «Ах, сердце человеческое», осуждая поведение короля.
Драматург намеренно обострил отношения Мольера с королем и придворным окружением, сделал его положение более безысходным, чем оно было на самом деле. Булгаков спроецировал на судьбу Мольера свою собственную.
Людовик 14 показан как человек, живущий импульсивно. С одной стороны, он сочувствует де Лессаку. С другой стороны, он выспрашивает о последствии крапления карт с иезуитским любопытством.
Интересна манера говорить у Людовика: он задаёт вопросы, повторяет утверждения других, сам же ничего не утверждает. Он делает это не для того, чтобы прояснить истину, а потому что сам во всём сомневается.
Его манипуляции (сначала дать, потом отнять; сначала пошутить, потом дать; сначала напугать, потом простить) – следствие испорченного сердца. Людовик советуется с архиепископом, опасен ли Мольер, оскорбил ли он религию. На что получает утвердительные ответы «Государь, это сатана». Но после этого разговора король разрешает ставить пьесу «Тартюф» на сцене. Но после доноса архиепископа о кровосмешении в браке Людовик сразу же лишает покровительства своего любимого актера. Мольер называет Людовика тираном. Идол раздавил Мольера, а тот всю жизнь лизал ему шпоры.
Композиционные особенности.
Пьеса состоит из 4 действий. Между первым и вторым действием проходит около 7 лет.
Кольцевая композиция пьесы, открывающейся ремаркой с указанием на недуг, внутренний надрыв главного героя и завершающейся картиной его смерти на сцене, формирует трагедийную перспективу видения судьбы Мольера – личности, художника, актера, общественного деятеля.
В первом действии намечаются основные коллизии в его душевном мире, которые порождены переживанием любовной драмы, неизбывного одиночества посреди множества недоброжелателей; в противоречивых и болезненных для художника отношениях с властью, изображение которых открывается красноречивыми словами «Король аплодирует»; в фатальной зависимости от велений рока, обрекающих душу гения на самоиспепеление.
Тема: Власть и художник
Идея: Показать неизбежность трагической судьбы писателя, идеология которого идет вразрез с политическим строем государства.
Проблематика.
1) Проблема зависимости мира искусства от интересов государственной власти.
2) Проблема противостояния искусства и церкви.
3) Проблема одиночества творческой личности.
4) Проблема истинной и ложной религии, лицемерие религиозных людей.
Смысл заглавия
Само название пьесы должно указывать, по замыслу Булгакова, на связь творчества Мольера с общественной борьбой его времени. Слово «кабала», вынесенное в заглавие пьесы, означает не только зависимость, но и «заговор», «сообщество». А «святоша» - тот, кто лицемерно притворяется набожным. Именно это значение использовал Булгаков, что и означает «обманщик».
Анализ №2 («Бег»)
История создания.
Материал для пьесы — воспоминания близких о эмиграции русской интеллигенции и белого движения из Крыма в Константинополь. Многие бывшие белые военные и эмигранты вынуждены были там жить в нищете.
Композиция.
Пьесу характеризует хроникальная эпизодическая композиция: сны устанавливают временную дистанцию между современной автору действительностью и изображенным миром. Снится то, что уже стало историей и отошло в историю. Центр тяжести композиции «Бега» — состояние мира.
Действия имеют названия «сны» (Всего 8 снов – постепенное движение из осаждаемого Крыма в Константинополь), поскольку в пьесе мир предстает в своем неупорядоченном движении, которое напоминает какой-то воспаленный сон.
Центральное положение в композиции пьесы занимают «тараканьи бега».
Система образов:
Персонажи первой группы очерчивают три варианта поведения перед лицом жестокой исторической судьбы:
- Полная страданий и лишений борьба с обстоятельствами, но сохранение своего человеческого достоинства (Голубков и Корзухина) – награда в конце в виде взаимной любви;
- Попытка борьбы, но проигрыш перед лицом невзгод, однако сохранение своих человеческих качеств (отзывчивость, понимание), но вступление в сделку с совестью (Люська становится любовницей Корзухина);
- полный отказ от борьбы в стремлении выжить и сохранить свое собственное благополучие (Корзухин отказывается от жены уже в первых «снах» и далее так и не пытается ей помочь).
Персонажи второй группы отражают трагедию людей в мирной жизни и трагедию белого движения после проигрыша в ГВ. Так генерал-майор Чарнота - отважный генерал, опытный военный и умелый боец, но в быту оказывается потерянным и никому не нужным, даже неприспособленным к жизни.
Хлудов – образ более сложный. На момент начала пьесы он жесток, способен без малейшего колебания отправить человека на смерть (его преследует образ повешенного Крапилина), но всё-таки сохранил в себе остатки благородства и милосердия. Возвращение на Родину для него чревато лишь смертью, но в этом для генерала-палача и вновь обретенное человеческое достоинство и голос больной совести, и жажда смерти-возмездия на Родине, и щемящая тоска по России. Это своего рода думающий и раскаявшийся палач в отличие, например, от де Бризара – поклонника казней.
Третья группа: Буденовец Баев, командир полка, - это олицетворение красноармейского штыка, смерть от которого грозила всем тем, кто прекращал стремительный бег к морю и дальше.
Смысл заглавия
- Во-первых, название пьесы говорит о побеге белогвардейцев из России во время гражданской войны. Герои разных сословий бегут от самих себя и обстоятельств. Но это Бег не только от войны, но и к любви, которой так не хватает в суровые годы. Поясню: Серафима и Голубков бегут в Крым. Первая ехала к мужу, а второму было жутко работать в своей стране. Остановились в монастыре и там встретились с белогвардейцами (с Чернотой и его женой) и попросили бежать вместе. Белогвардейцы их взяли в штаб. В этом штабе они знакомятся с жестоким генералом Хлудовым, который практически ни за что вешает невинных людей. В частности, Крапилина, призрак которого будет мучить убийцу. Также говорится о битве за перекоп, которую белые проиграли, битве за Крым, которую белые тоже проиграли. Серафиму и Голубкова раскидало по разным местам. От Серафимы отказался ее муж Корзухин. И начался их бег сначала в Константинополь, потом в Париж и т.д. Находясь в эмиграции, герои нищенствовали, Серафима и Люська от голода не побрезговали проституцией. В конце концов, Серафима и Голубков и Хлудов решаются ехать в Россию. Все понимают, что последний будет на родине сразу же расстрелян.
- Во-вторых, это бег времени, бег исторический, сметающий все на своем пути и ломающий судьбы людей
Тема
На поверхности перед нами тема эмиграции белогвардейцев во время Гражданской войны. Но в разговоре со знакомым Булгаков заявил: «Это вовсе пьеса не об эмигрантах…». Автор говорит о вине и личной ответственности людей за пролитую кровь, поэтому так важен финал пьесы.
Проблема
Проблема произведения – разобщение интеллигенции, их идеологии. Поэтому персонажи, оставшиеся в эмиграции, представлены с негативной стороны, а Хлудов, хоть и был изначально отрицательным, в конце пьесы вызывает симпатию.
Идея
Так, своим произведением автор хочет сказать, преступник должен нести приговор за пролитую кровь, и цена этому – муки раскаяния и готовность принять свой приговор.