Латино-американская литература – это условный термин, объединяющий 29 государств с населением 520 миллионов человек и площадью 29 кв.км.
Объединение под термином латинская Америка связано с одинаковостью исторических судеб культуры, вероисповедания и языка. Для европейского сознания тот факт, что данные стороны расположены на территории одного континента, становится весомым аргументом для объединения латино-американской литературы в единый массив.
Истоки возникновения латино-американского романа:
- В 1920-1930 гг. начался складываться оригинальный латино-американский роман (жанр: социальный роман). Писатели сосредоточили свое внимание на социальных конфликтах и проблемах локально узко национального значения.
Характерные черты: коллективный герой, основная тема – человек и общество (как формирует среда человека), проблема формирования человека в определенной среде, тенденции Ипполита Тэна: раса, момент и среда; замкнутость пространства. Однако уже в этот период обнаруживается своеобразие латино-американской прозы: в данный романах очень важна роль фольклора, который был важен в постановке социальных проблем.
- Конец 40-х гг. ХХ столетия. Появляются новые романы, начинается обновление латино-американской прозы. Основой новых романов стал фольклорно-фантастический элемент. Здесь 2 известных имени: Алехо Карпентьер («Царство Земное») и Мигель Асту́риас («Сеньор президент»). Им интересна психология, внутренний конфликт, индивидуальная судьба личности. Предпринята попытка осмыслить судьбу собственного народа, соотнося ее с национальным и мировым прошлым и настоящим.
- 50-70 гг. – возникновение нового латино-американского романа. Авторы: Жоржи Амаду, Хорхе Луис Борхес, Хулио Кортасар, Марио Варгас Льоса, Габриэль Гарсиа Маркес
Латино-американская проза данного периода являет собой причудливое сочетание самых разнообразных элементов и художественных традиций и методов. В ней появляются сочетание мифа и реальности, достоверности, фактографии и фантазии. Социальные и лирические начала, частое и общее – все это сливается в одно органическое целое.
«Раскрывая своеобразие парадокса культуры латинской Америки, сказавшееся на новом романе, мы будем видеть суть его в приверженности к диалектически сложному синтезу со всей мировой культурой ни на йоту не теряющей своей самобытности».
Характерные черты латино-америкнского романа:
1.Универсальность мира, или универсализм (универсализм – перемешивание истории: разлиные эпохи, развитие стадии развития человечества. Все растворено, выделить исторические даты невозможно. Все через мифологемы, через фольклор). Латино-американский роман – это роман о судьбах всего человечества, в котором рассматриваются общечеловеческие ценности через фольклорную основу. Фольклорная основа латино-американской литературы – это синтез национальной культуры, культуры завоевателей (испанцев, португальцев) и рабов-африканцев.
Формула создания латино-американского романа: биография конкретного человека + история латинской америки + всемирная история
2.Одновременное сосуществование времени
3.Особый историзм.
4.Магические реализм
Термин «магически реализм» был введен в 1925 году немецким искусствоведом Францем Рохом применимо к живописи. Поэтика латино-американского романа должна была художественно-адекватно отразить причудливую неповторимость фольклора стран карибского бессейна. Каждый автор стремился создать новый миф о латино-американском мире. Художественное осмысление действительности связано с категорией чудесного. Таким образом, магический реализм – это умение латино-американских авторов изображать чудесное необычайно правдоподобно.
Характерные черты магического реализма:
- Соединение фольклора и быта
- Соединение сознания индивидуального и народного
- Создание мифа о настоящей жизни
5.Традиции необорокко. Оно перегружено деталями, обилие описаний персонажей, причудливых переплетений человеческих судеб, отсутствие единой линии повествования
6.Экспериментальность. Вовлечение в ткань художественного текста фольклора, литературных направлений разных эпох.
7.Отсутствие жизнеподобия. Это стремление показать иллюзию жизни, полное отсутвтие правдоподобия.
Синтетический роман – соединение в одном произведении нескольких жанровых моделей.