Основные тенденции развития зарубежной литературы 2 половины XXв.
Исторические рамки: с 1945 по 1988 г.
Худ.лит. XX века является одной из важнейших ветвей современной культуры и искусства. Непосредственные предпосылки ее формирования сложились на рубеже 19-20 вв. в русле таких явлений как поэтика натурализма, теория модернизма (его породил экзистенциализм, а он подготовил реформу театра и драмы новой волны), новый роман (Ален - Роб - Грийе)
2 половина XX в. утвердила трагическое мироощущение. Основным понятие, которыми аппелирует данная литература, стали категории войны, насилия, экологической катастрофы.
Исторические события, повлиявшие на литературу 2 половины ХХ в.
1. Вторая мировая война (1939-1945 гг.)
- появляетмя литература "развалин", или "возвращенная" литература. Писатели были вынуждены эммигрировать из Германии (Генрих Бёлль, Вольфганг Борхерт, Зигфрид Ленц, Вольфганг Кёппен)
- развивается тема трагической вины за прошедшие события. Она впервые была заявлена у Т.Манна в "Доктор Фаустус"
- тема антифашистского сопротивления (Камю, Сартр)
2. Раздел Германии и установление коммунистических режимов в странах восточной Европы
3. Становление 3 политических систем
4. Антиколониальные войны. Изменились роли колонии (Грэм Грин)
5. Падение монархического строя в Японии (Юкио Мисима, Н.Аве)
- ядерный взрыв (хиросима и нагасаки)
В это время расширяется диапазон литератур. При изучении мировой литературы становится невозможно ограничиться лишь европейской и американской. Теперь это литература кологиальных стран (Африки, Латинской Америки), литература которых развивалась по особым самобытным тропам.
Основными задачами и темами, которые отразила литература ХХ в. становятся: тема природы, человека и цивилизации. На задний план уходит тема любви, а на первый - тема стандартизированного общества потребления.
Направления:
1. Продолжается развитие экзистенциализм (театр абсурда, драма новой волны и т.д.
2. Философская проза (Айрис Мёрдок, Уильям Голдинг)
3. Постмодернизм
Американские писатели в поисках Америки
Конец Второй мировой стал рубежом, обозначающим вступление американской литературы в новый период своего развития. Американские писатели чётко ощутили утрату художественных вершин, достигнутых американской классикой.
Основная тема, которая развивается в американской литературе 2 половины ХХв. - это противопоставление личности и цивилизации. Основной герой американской литературы - это средний американец, обольщенный системой ложных ценностейи и убежденный в том, что Америка - это чудо-страна. Однако все американские писатели после войны показали иллюзорность этого догмата и предприняли найти новоую Америку.
Типология героев американской прозы:
1. Участники войны (Н.Нэйлер)????
2. Чернокожие (Джеймс Артур Болдуин )
3. Герои-битники (Аллен Гинзберг "Вопль")
4. Средние американцы (пьесы Томаса Уильямса, романы Джона Аппдайка)
5. Интеллектуалы (Сол Беллоу)
Таким образом, в творческом фокусе писателей послевоенного времени находились моральные искания героев, паломничество в правде и поиски собственного внутреннего "я")
Американская литература уходит от этичности к созданию злободневности и изображению личных переживаний к героям. Американские писатели изображают одинокого человека, оставленного наедине с самим собой со своей болью и растерянностью в жизни (экзистенциальные мотивы)