Тоническое стихосложение в нашей стране предшествовало появлению силлабо-тонического. Его особенность состоит в том, что ритмообразующим фактором является определённое (равное или периодически повторяющееся) количество ударений в каждой строке стихотворения.
В тоническом стихосложении, в зависимости от количества ударений в каждой строке, выделяются определенные размеры тоники – трехударный стих, четырехударный стих и так далее. Еще одна очень важная классификация, применяемая в данном стиле, зависит от величины межударного интервала, то есть, от количества безударных слогов. На его основании выделяют тактовик, дольник, акцентный стих и верлибр
- Дольник (вид тонического стиха.В строках совпадает только число ударных слогов, а кл-во безударных слогов м/у ними колеблется).
«Девушка пела в церковном хоре /--/--/-/-
О всех усталых в чужом краю -/-/--/-/
- Верлибр (свободный стих). Стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только членением на строки.
«Она пришла с мороза, /Раскрасневшаяся. / Наполнила комнату / Ароматом воздуха и духов...» (А.А. Блок).
Акцентный стих (урегулировано только кл-во ударение в строке)
«Дне́йбы́кпе́г,
Ме́дленнале́т арба́,
На́шбо́гбе́г,
Се́рдце — на́шбараба́н»
(В.В. Маяковский)
Тактовик – это форма тонического стихосложения, при которой межударный интервал равнялся одному, двум или трем слогам. В таком стиле часто писали российские поэты первой половины двадцатого века. Пример тактовика можно увидеть в стихотворении А.А. Блока «Из газет»:
«Встала в сияньи. Крестила детей.
И дети увидели радостный сон.
Положила, до полу клонясь головой,
Последний земной поклон».