Ольфакторный
Ольфакторный (с лат. olfactorius – «обонятельный») код, составляя важный фрагмент художественной картины мира, представляет одну из знаковых характеристик поэтики литературы.
Функции
1. Коммуникативная функция. Система запахов в невербальном общении служит дополнительной характеристикой складывающегося художественного образа. На впечатление оказывает влияние запах тела, парфюма, косметики. Социум регулирует интенсивность запахов и сама структура такого невербального поведения является показателем культуры личности;
2. Символическая функция. Наполнение запаха символическим контекстом. Процесс воспроизведения воспоминаний, который стал источником ассоциаций. Символическая составляющая определяется его оценкой, которая зависит от таких факторов, как воспитание, традиции, контекст и т.п.;
3. Репрезентантная функция. Искусственные запахи в сочетании с ароматом индивидуальным естественным создают поле , которое несет в себе определённые ценностные установки;
4. Эстетическая функция. Искусственный запах вытесняет естественный, так как людям важно наслаждаться ярким проявлением аромата и его эстетикой;
Виды запахов
1. Природные - эти запахи отражают состояние героя сквозь призму проявлений окружающей среды (Л.Н. Андреев «Весной»)
2. Социальные – этот вид запаха определяет социальное положение человека; ( А.П. Чехов «Толстый и Тонкий»)
3. Гендерные – прежде всего такой аромат отражает половую принадлежность героя, может давать информацию о свойствах личности, характере, выступать символом ситуации ( А.И. Куприн «Суламифь»)
4. Пространственные – эти запахи также отражают состояние героя, его самочувствия, необходимы для их самоидентификации. К ним, как правило, относятся ароматы чужбины, города, деревни, дома (А.П. Чехов «Невеста»)
5. Феноменологические – интересный вид запаха, дающий читателю возможность понять жизненный опыт героя, его прошлое, эволюцию (Л.Н. Андреев «Гостинец»)
6. Ароматы чувств – раскрывает состояние героя сквозь призму эмоций и переживаний героя (А.П. Чехов «Моя жизнь»)
7. Запахи болезни и смерти – эти запахи близки к социальным. Данный вид символизирует боль, рассказывает о физическом состоянии героя, чего небытие (А.П. Чехов «Палата №6»)
8. Запах пищи – через данный вид можно проследить социальное положение героя, исторический и культурный аспекты (И.А. Гончаров «Обломов»)
9. Мифологические – редкие определения запаха, расширяют художественную реальность (К.Д. Бальмонт «Аромат Солнца»)
Карпалистический
Карпалистика – это «жесты, которые не выражают, не сообщают и не характеризуют носителя, а направляют на себя, на жест как таковой (Юрий Цивьян)
Известный психолог Дэвид Левис, опираясь на основы невербальных средств коммуникации, выделил следующую классификацию жестов:
- жесты-регуляторы (выражающие определенное отношение говорящего к кому-либо,чему-либо: рукопожатие, кивок и т.д.);
- жесты-эмблемы (являются заменителями фраз, элементов языка в речи: жест «ОК», который означает «все хорошо»);
- жесты-иллюстраторы (используются для пояснения, закрепления сказанного. Например, указание на предмет, указание рукой направления и т.д.);
- жесты-адаптеры (демонстрируют привычки человека, связанные с движениями рук,например почесывание головы и т.д.);
- жесты-аффекторы (через такие жесты человек выражает определенные эмоции: радость, злость, удивление и т.д.).
Также интересна классификация жестов Н.И. Смирновой. Психолог выделяет:
1. Коммуникативные жесты (данные жесты заменяют в общении элементы языка: например, жесты приветствия, угрозы, недоверия, прощания);
- указательные, или дейктические (указание на участников общения, а также на объект, место и время);
- этикетные (используются в конкретной ситуации, передают информацию о структуре коллектива и о типе ситуации);
- общекоммуникативные (к данному типу относят такие жесты, как склонить голову, погрозить кулаком, помахать рукой и т.д. ).
2. Описательно-изобразительные жесты (данные жесты сопровождают речь и не имеют смысла вне речевого контекста: жесты, обозначающие размер, форму предмета);
3. Модальные жесты (жесты оценки предметов, явлений, людей; к ним относят жесты одобрения, удивления, неодобрения и т.д.).
Соундальный
Соундальный код – соедин-е многообраз-х звуков, сочетаний в контексте одн. произвед-я.
Виды:
- - диссонансные (звуки, кот.нагружают, раздражают)
- -ассонансные( звуки, кот. умиляют, расслабляют)
Функции:
- -фоновая (Чехов «Вишнев.сад» звук натянут. струны)
- -психологическая
- -суггестивная (ярк. эмоции и пережив-я)
- -информацион.
- -сюжетообразующая