пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

18. Психологизм (обзор).

Психлогизм - изоражение внутреннего мира персонажей с помощью литературоведческих приемов. Впервые Выготский Л. С. сообщил о том, что существует две формы психологизма: тайная и явная. Далее вопросами начинает заниматься В. Н. Страхов. Он убеждает, что психологизм бывает скрытый и открытый. Дальше в изучении психологизма пошел А. Б. Есин, который разделил психологизм на три вида:

1. Прямой

I. Самоанализ. Повествование от первого лица создаёт иллюзию правдоподобия. О себе человек рассказывает сам 

II. Психологический анализ. Повествование от третьего лица. Это та художественная форма, которая позволяет вводить читателя внутрь переживаний героя. Повествователь комментирует поведение героя, устанавливает причинно-следственные связи.

III. Внутренние монологи. Внутренняя речь героя, которая позволяет проникнуть в сферу подсознания. Функции внутреннего монолога: 1. Психологическая; 2. Информационная; 3. Мнемоническая (воспоминание).

 

  • Линейный / цепной (логичные мысли).
  • Внутренний монолог с опорным словом (с выделенным курсивом словом).
  • Поток сознания. Внутренний монолог, доведённый до своего логического предела принято называть «потоком сознания», чаще всего он наглядно демонстрирует волнение, обиду, усталость.

IV. Приём умолчания. Данный приём уникален тем, что некоторое время писатель вообще ничего не говорит, заставляя читателя поразмышлять самостоятельно о внутреннем состоянии героев.

V. Использование сновиденийСны психологически точно воспроизводят внутреннее состояние героев – это язык души. Виды снов: о прошлом; настоящем; будущем (пророческий); сон-бред.

VI. Письма. Важным психологическим приёмом становятся письма. Чаще всего именно в эпистолярной форме герои способны рассказать о сокровенном. Виды писем: 1. Дневник; 2. Эпистола (вид письма)

VII.Имена. Т.Т. Давыдова и В.А. Пронин выделяют следующую классификацию имён:

  1. нейтральные имена: Болконский 
  2. «говорящие» имена: Собакевич 
  3. «переводные» имена: Лариса (в переводе «чайка») в драме Островского «Гроза»;
  4. «смысловые» имена: Евгений Онегин (в имени и в отчестве слово нега) А.С. Пушкин;
  5. «двойные» фамилии: Ляпкин-Тяпкин (в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»);
  6. «повторяющиеся» имена: Нехлюдов (в произведениях Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Воскресенье»);
  7. имена-псевдонимы: Карамазовы (роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)
  8. приём минус-имя: этот приём лишает героев индивидуальности, либо превращают их в тип, либо указывают на их пороки и недуги. Бесспорно этот приём иронически-сатирический.

2. Косвенный.

Портрет – изображение внешности литературного героя в художественном произведении. Функциональные группы портретов: портрет-описание, портрет-сравнение, портрет-впечатление, психологический портрет. Портрет может указание на психологическое состояние.

Интерьер - это внутренее убраноство комнат.

  • Социальный (указание на бедность или богатство)
  • Культурологический
  • Лейтмотивный (детали интерьера часто повторяются).
  • Символический, предсказывает(предвосхищает сюжет), состоит из значимых деталей – картин, зеркал
  • Смешанный

Пейзаж - это описание природы, которое позволяет раскрыть внутренний мир героев. Пейзаж может быть сюжетообразующим (указывает на место и время, кульминацию событий, а также раскрывать психологическое состояние персонажей).

Художественная деталь - мелкая подробность, позволяющая раскрыть образ или его психологическое состояние.
Детали бывают: 1) портретные; 2)интерьерные; 3)пейзажные

3. Суммарно-обознаячающий.

Вербальное осозначение чувства. Многие авторы вводят такие категрии состояния, как "род устал, мучаю и т.д". 


06.07.2020; 09:37
хиты: 66
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь