Род
- это одна из форм существования литературы, способ отражения действительности. Еще в античности определились три формы:
1.Эпос - это изобразительный род литературы, основной задачей которого является изображение человеческих характеров
2.Лирика - это выразительный род литературы, предметом изображения которого становится внутренний мир, собственное "я" поэта.
3. Лиро-эпический род - с подобных жанрах, с одной стороны, дано изображение жизни в законченных характерах, и, в то же время, вплетаются в изображение несвязанные с сюжетом переживания, которые дают уже субъективированное изображение жизни.
3.Драма - изобразительно-выразительный род литературы, возникший для постановки его произведений в театре
Жанр
- это исторически устойчивое направление, объединяющее различные худ. единицы.
1. Жанры эпоса:
Повесть - это жанр средней эпической формы. Включает в себе такие черты:
- узкое содержание, небольшой объем
- в основе повествования один эпизод из жизни героев. Крайне редко их несколько
- Полно раскрывается характер главного героя (ев), а остальные персонажи нарисованы схематично
- Одна сюжетная линия (* "Шинель" Гоголя)
Рассказ- малая форма эпического рода. Свой расцвет рассказ приобретает в конце XIX века. Он становится законом разрождения разночинной литературы. Особенности:
- В основе изображения лежит одно событие, в котором принимает участие минимальное количество героев.
- Детальное схематичное изображение действительности. Характеры не развернуты, а изображены в основных чертах.
- Небольшой объем (*А. П. Чехов "Толстый и тонкий", "Лошадиная фамилия")
Очерк - это малая форма эпического рода. Особенности: 1.Остутствие единого, подлежащего разрешения конфликта; 2. Цель - рассказать об отношении к действительности автора. Они могут быть: Художественными, описательными, этнографическими
Новелла - малая форма эпического рода. В русской литературе новелл очень мало, и они имеют особенности рассказа, но отличаются быстрой развязкой (А. П. Чехов "Шуточка")
Пастиш - породия без скрытого мотива. Отличается от фильетона тем, что в русской литературе не является самостоятельным жанром.
Фильетон - пародийный критический жанр, основой которой является сатирическое высмеивание ( У Зощенко есть фильетоны)
Мениппея - жанр менипповой сатиры, который допускает соединение стихов и прозы, фантастического и реального, грустного и веселого, прекрасного и уродливого (*"Мастер и Маргарита")
Сказка - маленькая форма эпического рода. Особенности:
- Наличие единого зачина
- Наличие таких приемов, как троекратие, магические цифры
- Присутствуют яркие контрастные образы
- Наличие нравоучительного содержания
- Добро всегда побеждает зло
Две группы сказок: a.Авторские (*аленький цветочек); b.Народные (*колобок, репа)
Три вида сказок: 1.бытовые; 2. О животных; 3. Волшебные
Житие (относятся сказания). Как правило, не является самостоятельным жанром, а вхоже в романы.
В современной литературе появляются такие жанры, как
- романы одного дня; b. романы-анекдоты
2. Лирические жанры:
I. Ода - это тождественное воспевание и восхваление подвигов людей или великих героических событий в жизни общества. Развитие жанра одна получает в творчестве Ломоносова, Консимира (??). Ода - это комплимент.
II.Элегия - это грустная лирическая песня о смерти или всякой утрате, ведется от первого лица, и объектом изображения становится чувства лирического героя. В Элегии чаще всего рассуждают о бренности человеческой жизни, о переживаниях, тоске и одиночестве. Элегия помогает человеку найти свое пространство, и от жалобной песни со временем она переходит в повествование о настроении лирического героя. Ход мысли элегии таков: "я одинок в этом мире, но любовь, природа помогают мне разобраться со всеми трудностями. Давайте же ценить краткое мгновение счастья. Элегия бывает:
- кладбищенская (раздумие о жизни и смерти)
- медитативная (размышление о разных явлениях)
- унылая, философская (предмет психологического состояния)
III.Послание - особенностью данного жанра является наличие адресата и обращения. Послания как правило выражали отношение поэта к политическим, нравственным, философским вопросам, поэтому послание носит дружеский, сатирический, лирический характер. Впервые послание появляется в зарубежной литературе в эпистолярном жанре. В русской литературе появляется в творчестве Сумаркова, Ломоносова. Примеры посланий: "К..." Пушкина.
IV.Эпиграмма - жанр, который зло высмеивает какое-либо общественное явление, а эпитафия - надгробная надпись. Эти жанры очень близки. Раньше эпиграмма была подписью на доспехах воина, а также на различных украшениях и домашней утрвари. Эпиграммой называлось и короткое стихотворение на памятникие до тех пор, пока не появилась разновидность эпиграммы - эпитафия. Так, эпиграмма начала высмеивать общественные явления, а эпитафия - чтить память усопшего. Эпиграммы бывают:
- Медитативными
- Комическими
V.Мадригал - это небольшое стихотворение любовно-комприментарного характера.
VI.Эпиталама - свадебная песнь. Между мадригалом и эпиталамой есть связь: мадригалу свойственно остроумие и гипербола. Он может быть ироничнее и даже стать эпиталамой. Эпиталама - это жанр как лирический, так и музыкальный
VII.Эклога - это стихотворение на темы сельской жизни. Особенность заключается в том, что дается идиллическая картина пейзажной и народной жизни. Как самостоятельный жанр встречается крайне редко, но частично может входить в элегии и даже в оды.
VIII.Стихотворная миниатюра - это небольше стихотворение строго законченной формы, отличающееся глубиной содержания и афористичностью авторской мысли. * "Умом Россию не понять" Тютчева
IX. Сонет - вид жанра, основными признаками которого был объем - строфическое строение текста - 14 строк. Каждая строка заканчивалась точкой, ни одно слово не повторялось, была четкая последовательность мысли. Тезис или антитезис, синтез или развязка. В сонете было четкое чередование женской и мужской рифмы. Родина сонета - Италия. Первый русский сонет был написан Тредьяковским в 1735 году. В России особый интерес к этому жанру проявили поэты XIX века.
Жанры лиро-эпического рода:
басня - стихотворный рассказ, в котором осмеиваются пороки людей и даются нравоучительные выводы; острый быстроразвивающийся сюжет; установившаяся композиция: в первой части лица, события, подвергаемые осмеянию, а во второй – вывод. Крылов, «Мартышка и очки»;
баллада – жанр, который носит героический, фантастический или бытовой характер; имеет исторический сюжет, заимствованный из поверий народа; баллада обязательно сюжетна. Жуковский, «Светлана»;
дума – жанр, основанный на реальных исторических событиях, преданиях, лишённых фантастики;композиционно разделяется на две части: жизнеописание и нравственный урок. Лермонтов, «Дума»;
поэма. Имеетразвёрнутый сюжет, повествовательные элементы, лирические отступления. Стоит отметить эмоциональную насыщенность языка и наличие либо стихотворной, либо прозаической формы. Различают эпическую(«Мёртвые души») и лирическую(«Реквием») поэмы;
роман в стихах – жанр, имеющий следующие особенности: развёрнутое изображение жизни, сложность сюжета, ряд действующих лиц, законченные характеры, несколько сюжетных линий, наличие лирического героя, лирические отступления, стихотворная форма. Пушкин. «Евгений Онегин», Есенин.«Анна Снегина».
Драматические жанры:
трагедия – в переводе «козлиная песнь, песнь в честь козла». Характеризуется изображением безвыходного противоречия, в результате которого борьба, положенная в основу сюжета, заканчивается гибелью героя. Пушкин, «Борис Годунов»;
в комедии, наоборот, действия и характеры трактуются в форме комического. Изображаются такие положения и ситуации, которые вызывают смех. Герои этого жанра внутренне несостоятельны, не соответствуют своему положению, предназначению и, тем самым, развенчиваются смехом. По характеру комического различают комедии: сатирическую («Ревизор» Гоголя), лирическую («Вишнёвый сад» Чехова);
трагикомедия – драматическоепроизведение, обладающее признаками, как трагедии, так и комедии. В основе лежит ощущение относительности существующих критериев жизни, одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении. В трагикомедии сочетаются и смешные и серьёзные эпизоды, смешиваются комические и возвышенные характеры. «Три сестры» Чехова;
водевиль – разновидность лёгкого, комедийного жанра с занимательной интригой, остроумными песенками-куплетами и танцами. Чехов, «Медведь», «Свадьба»;
фарс – комедийный жанр, включающий образы-маски, остросюжетные ситуации, грубые шутки,эксцентрику (элементы фарса встречаются и у Гоголя «Ревизор», и у Чехова «Вишнёвый сад»);
драма – занимает промежуточное место между комедией и трагедией. Подобно трагедии она базируется на социально-психологических конфликтах, однако конфликт не столь напряжён как в трагедии, и может иметь благополучную развязку. Как и комедия, драма вращается в сфере частной жизни, которую драматург не пытается исправить смехом, а стремится проанализировать. Античность не знала драмы, хотя её элементы встречаются уже у Еврипида. Островский, «Гроза».