Проблема художественного образа
Любая эстетическая категория и любой вид искусства существуют благодаря образу. Образом можно назвать любое явление творчески воссозданное. Поэтому есть образ мира и человека, обрраз любого предмета, если он носит важную смысловую нагрузку. Худ. образ наделен:
- Чувственной достоверностью
- Пространственно-временной протяженностью
- Предметной законченностью
- Самодостаточностью
Художественный образ, с одной стороны, отражает действительный мир. С другой- творит новый, неповторимый.
Поэтическое искусство - это мышление в образах. Только овладев языком образов можно войти в мир худ. произвдения.
Книгу можно читать по-разному:
1.Как печатный текст
2.Как художественное произведение
Лосев дает наиболее точное представление об образе: он сравнил с жизненно важным органом в организме, удалив который, текст разрушится.
Функции художественногго образа:
1.Художественный образ символичен, поэтому он лишился предметности и наделяется абстрактными качествами (Плюшкин - символ скупости, Обломов - ленности)
2.. Каждое новое поколение воспринимает произведение и его образы по-своему.
3. Он лишен предметности, поэтому парус одинокий - это метущийся странник, изгнанник.
4.но он испытывает влияне судьбы. В набросках к роману "Евгений Онегин" Пушкин заявляет об объединенности Татьяны и Онегина, однако завершает неожиданно для самого себя разлукой, объясняя это судьбой.
5. Настоящий образ вырывает читателя из действительности, в нем есть что-то непостижимое, завораживающее, как волшебство.
6.Образ постоянно будит к поступкам.