Литература как вид искусства
Искусство – это художественное освоение мира, особая творческая деятельность, связанная с художественным освоением действительности.
Литература, как и другие виды творческой деятельности, является способом познания и преобразования жизни. Литература не регистрирует все стороны реальности, а лишь воспроизводит те, которые соответствуют её возможностям, природе, предназначению. Литературное творчество процессуально, оно фиксирует и познаёт динамику преобразования природной и общественной действительности, вскрывает противоречивую сущность явлений, либо мистифицирует их, и тогда реальность существования становится проблемой, требующей поиска новых решений, в итоге расширяется представление человека о самом себе. Художественная литература способствует пониманию жизни и общественных отношений, позволяет избегать волнений или, напротив, становится источником изменения окружающей физической и психической среды, это духовно-практический процесс, динамичная структура объяснения и изменения мира. Обобщение закономерностей и принципов литературного творчества позволяет сделать вывод о многообразии функций литературы:
- Познавательная
- Коммуникативная
- Оценочная
- Эстетическая
- Эмоциональная
- Воспитательное
Литература - особое искусство. Если живопись создаёт образ с помощью цвет, тени и света; музыка с помощью звука; скульптура с помощью материала, ТО ЛИТЕРАТУРА С ПОМОЩЬЮ СЛОВА, КОТОРОЕ МОЖЕТ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК, СВЕТ, ЦВЕТ, МАТЕРИАЛ В ЭТОМ ЕЁ ПРЕИМУЩЕСТВО!!!
Экфрасис
В современной науке активное внимание уделено такому понятию как искусство в искусстве – ЭКФРАСИСУ. Особенно ёмко включает в себя изображение других искусств такой её вид, как литература. Пример: А.А. Ахматова «Реквием», Л.Н. Толстой «Крейцерова соната» (музыка в литературе)
Понятие экфрасиса
В современном литературоведении ведутся бесконечные споры, относительно значения слова «экфрасис»:
- Н. В. Брагинская утверждает, что впервые оно было использовано риторм Феофаном и обозначало речь, которая может описать то, что «недоступно глазу», делая слушателя зрителем
- Барбара Кассен утверждает, что в III веке экфрасисом считали всё, что можно увидеть глазами: картину, природу, здание. Данные размышления выводят на сближение слова с терминами палимпсест, интертекстуальность, мотив творения.
- О. М. Фрейденберг утверждает, что данный термин обозначает описание пластического искусства
Наиболее актуальным на сегодняшний день представляется определение Брагинской, которая под экфрасисом понимает описание произведений искусства, включенных в какой-либо жанр, однако, по её мнению, описательный процесс должен нести визуальную нагрузку, представлять объект описания.
Классификация
С данным определением экфрасиса можно использовать классификации, представленные современными исследователями: экфрасис в литературе может быть живописным, музыкальным, скульптурным, архитектурным и пр. Сегодня экфрасис «предстает частью литературоведческого процесса, открывающего новые принципы интерпретаций»
Типология
Связывая проблему экфрасиса с античной и византийской эстетикой, В.В.Бычков разрабатывает его типологию:
- Статический – изображение картины, музыки, скульптуры…
- Динамический – процесс создания картины, музыки, скульптуры…
- Толковательный экфрасис объединяет описание произведения с элементами образно-символического объяснения отдельных его частей или всего произведения в целом.