Экзистенциализм
Литературное и философское направление, возникшее в 1930-х годах во Франции. Название происходит от слова «экзистенция» (лат.«существование»). Представители этого направления в первую очередь стремятся осмыслить человеческое существование само по себе.
Суть экзистенциализма
– это некое особое ощущение странности жизни человека. Эта странность возникает тогда, когда человек смотрит на свою жизнь с точки зрения вечности, то есть, когда человек мысленно выходит за пределы своей жизни, когда он отвлекается от обыденных жизненных целей: необходимости найти хорошую работу, копить деньги на квартиру, ремонт, создание семьи, рождение и воспитание детей и т.д.
Труба жизни
Метафорически это можно описать как выход за пределы трубы, внутри которой проходит человеческая жизнь – это труба обыденной жизни, заставляющая видеть только одну достижимую цель, а за ней цепочку таких же простых целей, уводящих человека от рождения к смерти. Но литература по самой своей сути склонна к этому, поэтому в разных литературных произведениях частенько встречаются такие экзистенциальные настроения. Первым экзистенциальным героем я считаю Гамлета, часто на экзистенциальный уровень выходили Толстой и Достоевский; Леонид Андреев – один из прямых предшественников экзистенциализма. Замечательные экзистенциальные отрывки есть в повести Куприна «Поединок». Экзистенциалисты выводят существование из привычного восприятия, в котором живут люди, не замечая самого факта существования. Существование, выведенное из автоматического восприятия, оказывается, чем-то странным, удивительным или даже ужасным.
«Тошнота»
В этом романе лучше всего прописана странность человеческого существования. Роман написан в форме дневника главного героя Антуана Рокантена. Он историк, пишет биографическую книгу о маркизе де Рольбоне, жившем в 18 веке. Роман состоит из ненумерованных глав, называемых чаще всего по дням недели без даты. Роман начинается с того, что у героя начинаются странные приступы Тошноты, его мутит от окружающих предметов и людей. Тошнота — это усиление и обострение ощущений, впечатлений от мира, от существования. Тошнота происходит от того, что герой не видит в этой жизни смысла, он совершенно одинок, мир для него чужой, все люди и предметы чужие, в той или иной мере опасные, непонятные. Он живёт в маленьком провинциальном городке, где живут обыкновенные обыватели, ему непонятна и неприятна их жизнь.
Почему герой не сможет написать биографию маркиза Рольбона?
Самый сильный приступ тошноты случился с ним в главе «Понедельник», когда он вдруг понял, что не сможет написать биографию Рольбона, поскольку потерял веру в то, что это вообще возможно, он осознал, что восстановить прошлое во всей истине невозможно, прошлое умирает навсегда. Но писание книги отвлекало его от собственного бессмысленного существования, и теперь оставшись со своим существованием один на один, Рокантен испытывает сильнейший приступ Тошноты, омерзения и ужаса.
Рокантен сидел за столом и пытался писать свою книгу. Но вдруг он посмотрел на бумагу и осознал, что написанное им ему уже не принадлежит. «Усердно распускались самые зловещие слухи…» – эта фраза была придумана им, но он уже не осознает, действительно ли он ее написал. Посмотрев вокруг, он понимает, что ничего нет, кроме настоящего. А того, чего в нем нет, не существует.
Он понимает, что маркиз де Рольбон умирает во второй раз, т.е. как бы умирает в нем, изначально хотевшим написать его биографию, но он понимает, что сделать этого не может. Умирает он и в вещах (например, в письмах) – все из-за того, что де Рольбона нет в настоящем, а значит, нет нигде.
Далее начинается что-то похожее на поток сознания, в котором герой осознает благодаря одному малейшему движению, что он существует: существует его горло, язык, рука, о которой он размышляет особенно подробно, разглядывая ее.
Затем он осознает, что самое муторное и тягостное в существовании – это мысли. Они тянутся без конца, повторяясь, словно жвачка. Хуже всего мысль «Я существую». Он приходит к осознанию, что его мысль – это он сам и есть. «Я существую, потому что мыслю, и я не могу помешать себе мыслить. Вот даже в эту минуту – это чудовищно – я существую ПОТОМУ, что меня приводит в ужас, что я существую».
Он выходит на улицу. По пути покупает газету, где говорится об изнасиловании и убийстве маленькой девочке. Рассказчик задумывает над тем, что она также существовала, а теперь перестала.
По мере того, как главный герой идет дальше, приступы тошноты становятся все сильнее и почти похожими на безумие. Мыслей становится все больше, он осознает факт существования всего, его состояние больше становится похоже на бред. И только музыка спасает героя от приступа, музыка примиряет героя с миром.
Роман заканчивается тем, что герой осознаёт, что единственное его спасение от ужаса бессмысленного существования – это искусство, музыка и литература. Он понимает, что он не может написать историческую книгу о Рольбоне, но он может написать о нём роман, где сможет спокойно придумать своего Рольбона такого, какого захочет.