пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Томас Манн. Роман «Доктор Фаустус» и рассказ «Марио и волшебник».

«Доктор Фаустус»

Этот роман считается философским итогом всей духовной жизни Европы первой половины ХХ века. Это биография вымышленного гениального немецкого композитора Адриана Леверкюна. Смысл его жизни –сочинение новой, потрясающей слушателя музыки. И на этом пути он понимает, что создание новой музыки возможно только через преодоление нравственности.

Леверкюн символически воплощает неклассическое мировоззрение. Наиболее ярко и символически преодоление Леверкюном нравственности описано в 25 главе – его разговор с чёртом. В целом роман реалистический, но глава написана так, что непонятно, происходит разговор в реальности или это галлюцинация героя. Чёрт обещает Леверкюну полную свободу творчества от всяких запретов, он готов открыть ему запретную область зла, помочь в создании гениальных произведений. Но взамен чёрт требует душу, после смерти героя ждут адские муки. Кроме того, он навсегда лишается любви, его любовь людям и ему будет приносить только горе. Невиданные творческие взлёты будут чередоваться с периодами тоски и страдания. Леверкюн продал душу дьяволу, как Фауст. Сделка с чёртом есть, конечно, символическое описание сделки Леверкюна с самим собой, со своей совестью.

После этого разговора он перестал бояться касаться в музыке самого запретного, греховного, ужасного. Вскоре он написал ораторию «Апокалипсис в картинках», есть прямые намёки, что её диктовал дьявол. Сюжет оратории следующий: наступает конец света, после страшного суда – большая часть человечества отправляется в ад. Первая часть оратории – торжество ада и дьявола. В одном месте музыка превращается в звериный вой. Последнее произведение Леверкюна – кантата «Плач доктора Фаустуса», леденящий душу плач осуждённого на муки ада грешника, а потом и плач Бога о его душе, о своём неудавшемся творении. В романе очень красочно, утончённо описана эта музыка и восприятие её. Нельзя сказать, что музыка Леверкюна – это однозначное воспевание зла, это скорее констатация того, что зло в этом мире торжествует, при этом в этой музыке есть и глубочайшее страдание от этого факта. В этой музыке есть даже вера в добро, в Бога, но она слишком слаба. Русский композитор второй половины 20 века Альфред Шнитке, по складу таланта похожий на Леверкюна, написал кантату «История доктора Фаустуса», в основу которой положено описание Томаса Манна.

Также в романе описано, что Леверкюн косвенным образом является причиной несчастий и смерти многих своих друзей и знакомых. Он сам периодически испытывает приступы страшной головной боли, это основной симптом сифилиса, который он получил ещё в юности во время первого и последнего посещения публичного дома, но сифилис стал развиваться у Леврекюна необычно, болезнь ушла внутрь и изнутри медленно разрушала его организм и мозг, в конце концов он сошёл с ума и умер уверенный, что отправляется в ад в сумасшедшем доме, как Ницше. Манн связал жизнь Леверкюна с развитием европейского искусства 20 века, а также с историей Германии. Германия, также как и он продала душу дьяволу и попала в лапы Гитлеру.

«Марио и волшебник»

– символическое описание фашизма.Рассказчик со своей семьёй приезжает в Италию, на курорт. И его неприятно поражает высокомерное и презрительное отношение к иностранцам  некоторых итальянцев, возникало множество мелких конфликтов, например, его заставили заплатить штраф за нарушение общественной нравственности из-за того, что его 8-летняя дочь при всех пробежалась голенькая к морю и обратно, при этом часто раздавались речи о величии итальянской нации и т.д. Дело в том, что в это время в Италии уже давно господствует фашизм – идеология превосходства итальянцев над всеми другими нациями. Но самое интересное начинается, когда в этот небольшой городок приезжает фокусник Чиполла.

Чиполла с самого начала держался вызывающе, высокомерно, он опоздал, прямо на сцене курил, пил коньяк. Был он внешне маленьким, неприятным на вид горбуном. Большая часть его фокусов была основана на том, что он диктовал свою волю зрителям, читал мысли и т.д. Чиполла был действительно талантлив, показал ряд ярких фокусов, и это давало ему возможность, право иногда насмехаться, унижать публику.

Например, он загипнотизировал одного молодого человека. Чиполла явно наслаждался своей властью над людьми, но при этом так, чтобы не перейти определённой черты, после которой оскорблённые люди начнут просто уходить или побьют его. Ещё Чиполле нравилось вступать в поединки с разными зрителями и побеждать их сопротивление своей гипнотической силе. Он заставил выйти на сцену троих зрителей и плясать, но один парень вызвал его на поединок, утверждая, что тот не сможет его заставить плясать. Борьба между ними была довольно долгой и яркой.

И тут чувство меры подвело Чиполлу, он излишне поверил в свою силу и безнаказанную наглость, он вызвал на сцену официанта Марио и стал над ним издеваться. Чиполла заставил Марио увидеть в нём (в Чиполле) Сильвестру, девушку, которую Марио безответно любил, уверил его в том, что Сильвестра его любит и заставил его поцеловать себя как Сильвестру. Отвратительно то, что Чиполла пробудил Марио практически во время поцелуя, то есть, проснувшийся Марио увидел свой позор и не выдержал его и убил горбуна.

Рассказчик задаётся вопросом, почему они не уехали из этого городка ещё раньше после случая со штрафом и почему не ушли после первой части выступления Чиполлы (хотя было уже поздно, а у них были маленькие дети). Помимо многих других причин, рассказчик называет такую: «А если говорить начистоту - мы остались еще и оттого, что в здешней обстановке было что-то необычное, а необычное само по себе представляет ценность, независимо от того, приятно оно или неприятно». Дело в том, что людям нравится наблюдать за тем, как издеваются над другими людьми, это необычно и захватывающе, короче людям нравиться зло, если оно относится к другим людям.


01.07.2020; 10:35
хиты: 61
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь