Основные темы
- Тема революции. Маяковский воспринял революцию как духовное перерождение масс, верил в «социализма великую ересь» (*«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Окна РОСТА»)
- Тема поэта и поэзии. По Маяковскому, поэт должен руководить человеческой силой. Назначение поэта – по возможности содействовать улучшению жизни. Отношение Маяковского к современной поэзии затрагивало 2 аспекта:
- Неприятие грызни и возни. Маяковский призывает к единству, здоровым нормам человеческого общежития: «Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм».
- Отношение к поэзии как к титаническому труду, когда труден сам выбор слова, единственно верного по значению и по размеру, а главное – действенного.
- Тема патриотизма. Советская страна для Маяковского – страна-подросток. Так поэт открывает возможность творческой реализации в ещё не выращенной стране. Он убежден, что идея советского патриотизма может реализоваться лишь на деле. В стихотворении «Товарищу Нетте…» основная идея – прославление человека дела, а в «Стихах о Советском паспорте» – прославление тех, в ком «коммунизма естество и плоть». («Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Стихи о Советском паспорте», поэма «Хорошо»).
- Тема борьбы с мещанством и бюрократией. («О дряни», «Прозаседавшиеся»). Маяковский обличает пороки, тормозящие развитие страны. Мещанство и бюрократия страшны, опасны своей мимикрией под святое. Сатира и обличение были призваны формировать нового человека, укреплять соц. строй.
- Тема любви («Письмо Татьяне Яковлевой», «Любовь», «Облако в штанах» и др.)
Градация чувства:
- Боль и горечь неразделенной любви в поэме «Облако в штанах»
- Кульминация светлого чувства в поэме «Люблю». Это самая светлая поэма, полная жизнерадостности.
- А в поэме «Про это» лирический герой опять предстает мучимым неудовлетворенной любовью.
Маяковский выделяет 2 вида отношений:
- Физическое влечение. Маяковский плохо относится к случайным связям. Поэт не допускает отождествления любви с чувственной страстью, какой бы сильной и волнующей она не была.
- Преобладание над физическим влечением духовной близости. Духовная гармония и позволяет называть отношения любовью. Настоящая любовь, по Маяковскому, порождает состояние творческого возбуждения, обостряет восприятие окружающего мира, поэтому она всегда связана с социальными чувствами поэта-гражданина. Это великое чувство – отсюда использование преувеличения (гиперболы) в его описании.
Основные циклы (взяла с Википедии)
- Revolution ( Революция , 1917-1928, 22 стихотворений, в том числе "Ода революции", 1918; "Левый марш", 1919)
- Искусство Коммуны ( Искусство коммуны , 1918-1923, 11 стихотворений, в том числе «приказ к армии искусств», 1918)
- Agitpoems ( Агитпоэмы , 1923, 6 стихотворений, в том числе "The Маяковский Gallery")
- О поэзии ( О ПОЭЗИИ , 1926, 7 стихотворений, в том числе «Разговор с Taxman О поэзии», «Для Сергея Есенина»)
- Публицистика ( Публицистика , 1926, 12 стихотворений, в том числе «Товарищу Нетте, парохода и человека», 1926)
Образ лирического героя (из лекции)
Маяковский создал новый тип лирического героя, для которого характерно:
- новое мировидение (восприятие мира как родного; отсутствие разделения на я и мир, романического противопоставления себя миру, а следовательно отсутствие романтического бегства; герой Маяковского изменяет мир по своим представлениям);
- отсутствие противостояния я – мы, т.е. общество не чуждо герою (коллективное сознание);
- эпатаж («А я люблю смотреть, как умирают дети») – бьющая на внешний эффект яркость (внешности, стиха);
- эмоциональность;
- ощущение боли другого человека как своей собственной, лирический герой Маяковского – образ человека, потрясенного людскими страданиями: «Я, где боль – везде»; «За всех расплачусь, за всех расплачусь»;
- активная жизненная позиция, герой Маяковского социально окрашен;
- стирание граней между личным и общественным: интимные стороны жизни человека Маяковский делает общественно значимыми («Люблю», «Про это») и наоборот – явления общественной жизни герой переживает как личные (поэмы «Хорошо», «В.И.Ленин»).
Новые качества нового лирического героя требовали и новой организации стиха.
Новаторские принципы стиха (сокращенная лекция)
- Лексико-фразеологический арсенал. Маяковский в поэтический язык ввел политическую и революционную лексику («серпастый», «Ходит человек в грустях»; «разъюнайтед стейтс оф Америка»). Проявляется cближение будничного с возвышенно поэтическим.
- Интонационно-синтаксическая структура.
- Властная, декламационная интонация.
- Три вида монолога: монолог - речь; монолог - беседа; монолог-размышление
- Экспрессивный синтаксис
- Выделение отдельных слов («лесенка», или деление строки на полустрочия, стиха – на полустишия)
- Насыщенность речи паузами
- Нарушение фразового построения стиха.
- Рифма Маяковского. Строки располагаются по произношению. Поэтому на первом месте была акустическая рифма. Для Маяковского важно и ее расположение: обязательно рифмовалось последнее слово, т.к. оно – важнейшее.
- Ритмическая организация. Число ударений в стихе может колебаться в рамках одного произведения от одного до шести и больше.
Большинство исследователей разделяют концепцию тонического стиха Маяковского. Её основатель – Л. Тимофеев: «Стих Маяковского – классический тонический стих со схемой 4 – 3 – 4 – 3 или 4 – 4 – 4 – 4». Эту концепцию подтверждает мнение самого Маяковского, который считал, что силлабо-тоника в XX веке не приживется, так как это время разрушения гармонии, что и порождает новый размер стиха. Основа тонического стиха – принцип изотонизма (равноударности), при котором важно не место ударения, а количество ударных звуков.