пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Проза М.И. Цветаевой.

Блоки

1. Автобиографическая проза (дневниковые записи и мемуары): «Башня в плюще», «Мать и музыка», "Отец и его музей" и др.

2. Эпистолярный жанр (переписка с поэтами-современниками).

3. Статьи: «Поэты с историей и поэты без истории», «Поэт и время», «Искусство при свете совести» и др.

4. Воспоминания о различных поэтах: «Живое о живом» (о М.Волошине), «Мой Пушкин», «Слово о Бальмонте», «Пленный дух» (об А.Белом), "Световой ливень" (о Б.Пастернаке) и др.

5. Очерки: «Октябрь в вагоне», «Вольный проезд», «Мои службы» и др.

6. Драматургия: «Феникс», «Метель», «Червонный валет», «Фортуна», «Приключение», «Каменный ангел», «Федра», «Ариадна».

Особенности прозы:

1.Особая ритмическая структурапроизведений на композиционном, лейтмотивном, синтаксическом, метрическом уровнях.

2. Наличие определенной сюжетной линии, но каждый фрагмент повествования сопровождается эмоциональными лирическими комментариями, выражающими движение чувств автора. Часто четко выраженный сюжет отсутствует.

3. Сниженная насыщенность событийного ряда.

4.Основной композиционный прием в произведениях М. Цветаевой – монтаж. Монтажный принцип композиции реализуется в резкой смене субъектов речи, временных пластов, сюжетных линий. Принцип композиционного монтажа отражает сложность действий, переживаний, событий, но не фиксирует их несвязанность.

5. Высокая концентрация символических образов, раскрывающих идейный замысел произведения. Такая насыщенность создается с помощью повторов символов, метафор. Имея определенную семантическую нагрузку в контексте произведения, лексические повторы также создают особый ритм прозаического текста.

6. Обилие различных знаков препинания, получающих значительную семантическую

емкость, превышающую нормы современного русского языка. Данная особенность является яркой чертой всего творчества М. Цветаевой в целом, проявляющейся и в лирике, и в прозаическом наследии.

7. В способе построения фразы М. Цветаева часто прибегает к принцип синтаксического параллелизма как одному из средств создания ритма прозы.

8. Признаком феномена «проза поэта» как пограничного явления между стихом и прозой является наличие собственно стихового элемента. Особенно ярко стиховое начало проявляется при появлении в структуре прозы метрических, рифмованных отрывков, анафор и звукописи.

9. В прозе М. Цветаевой можно говорить о метризации (особое построение) фрагментов, имеющей особое композиционное или смысловое значение, возникающей в определенных, семантически нагруженных отрывках.

10. Иногда автор выносит рифмующиеся слова в конец абзацев, что является прямым соотношением со стиховой организацией текста наряду с четкой строфичностью.

11. Часто за счет повторения однокоренных или этимологически родственных слов в прозе М. Цветаевой появляется звукопись: «цельное целое», «единое единство», «любовная любовь» («Письмо к Амазонке»).

«Проза поэта» является своеобразной формой художественной речи, совмещающей в себе характерные черты, традиционные для прозы и поэзии. У прозы такой текст«заимствует» развитие сюжета, событийность, внимание к детали, наличие системы образов, некоторые особенности композиции; у поэзии – эмоциональность, лиризм, метрически организованные и рифмованные отрывки, анафорическую композицию, звукопись, особый ритм.

 

Поэтическая драма "Федра"

Сюжетно М. Цветаева в своей поэтической драме "Федра" следует за Еврипидом. Ее драма – это гимн любви, любви трагической. Этому утверждению соответствует и структура драмы, состоящей из четырех частей-картин – вершин эмоциональных переживаний. Причем каждой картине Цветаева находит поразительно оригинальное, точное, емкое, метафорически-поэтичное название, разбивающее все сложившиеся за два тысячелетия каноны сюжета. Цветаевские метафоры невозможно предсказать и исчислить. Этим они и интересны.

Первая картина – "Привал" – посвящена Ипполиту, удалой, привольной жизни его и его друзей, славящих богиню Артемиду. Между тем юный Ипполит так прекрасен, что "не полюбить его могла только слепая", то есть Цветаева уже в первой картине косвенно освобождает Федру от вины; причем у Цветаевой не воля богов является причиной страсти Федры, а человечески-телесная красота пасынка.

Вторая картина – "Дознание" – рисует Федру, безотчетно скрывающую свою любовь, а затем доверяющую сокровенную тайну кормилице, умудренной жизненным опытом женщине. Голос кормилицы – это голос самой Цветаевой, рупор ее влюбленности в любовь, невозможности для женщины жить без любви-страсти. Дознание – Цветаева раскрывает трагедию женщины, обделенной любовью.

Картина третья – "Признание" – кульминационная в драме, она повествует о встрече Федры и Ипполита, признании Федры.

Четвертая картина – "Деревце"– представляет собой трагическую развязку: Ипполит погиб; Федра покончила с собой. В названии этой главы – пронзительность и беззащитность, одиночество и безысходность любовного чувства героини трагедии.

Цветаева в своей поэтической драме не повторяет подробностей известного мифологического сюжета. Она предельно схематизирует сюжет, оставляя лишь его ключевые эпизоды. Цветаева дает не нравственную трагедию Федры, не борьбу чувства и долга (как у Расина), а историю трагической любви. Формула цветаевской драмы иная: "Любовь всегда права". В "Федре", как полагала Цветаева, Ипполиту должно быть 20 лет, Федре – 30, Тезею – 40.

Федра по-женски несчастлива: она не любит Тезея, и жизнь с ним не приносит ей радости. В этом Федра боится себе признаться, но это растолковывает ей ее кормилица. Цветаева и мы, читатели, сочувствуем несчастной Федре, которая намного моложе Тезея. Федра у Цветаевой не виновна в своей любви к Ипполиту. Причина смерти Федры в драме Цветаевой иная. Федра приходит к Ипполиту, неся свою любовь как крест, но получает жестокую отповедь.

После такой отповеди выход для любящей женщины один – петля. Концепцию образа Федры Цветаева сформулировала так: "Дать Федру, не Медею, вне преступления, дать – безумно любящую молодую женщину, глубоко понятную". У Цветаевой Ипполита оклеветала кормилица Федры, сраженная ее смертью. Тезей проклинает сына, и Ипполит погибает. Но затем на теле Ипполита слуга находит и передает Тезею тайное письмо – признание Федры в любви к Ипполиту. Мы помним, что на признание Федры в любви Ипполит ответил резкой отповедью. Тезей узнает, что виновен не Ипполит, а Федра, что письмо Федры – это "Ипполита похвальный лист". Однако его горе от этого не становится легче, ведь "слава сына – позор жены!"

Кормилица признается Тезею в том, что виной всему – она, что сводня – она. Она не может снести позора своей госпожи и стремится оправдать Федру, снять вину с нее. Но Тезей отклоняет вину кормилицы, так как она только орудие рока.

"За Наксоса разоренный сад" – за разоренный сад любви, отказ от любви, так как в свое время на острове Наксос Тезей оставил Ариадну (богу любви Аполлону, который обещал бессмертие Ариадне). В отличие от трагедии Еврипида, трагедия Цветаевой – это не трагедия царя Тезея, а трагедия безответной любви. Эмоционально Цветаева оставляет утешение и погибшей Федре, и читателю: Федру и Ипполита не соединила жизнь, так пусть соединит их хотя бы смерть.


29.06.2020; 00:27
хиты: 58
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь