В истории горьковской драматургии обозначились 3 периода с характерным для каждого особым видением мира:
I. Драма революционной эпохи 1905 – 1906 годов(драма «Враги»). Для драм данного периода характерны:
• пропаганда революционно-героического начала в жизни;
• социально-политическое звучание;
• открытая идейно-социальная война, которая является движущей силой в развитии действия (борьба «за» и «против» революции).
II. Пьесы конца 1900-х – I половины 1910-х годов(драма «Последние», «Старик»). Характерные особенности драм данного периода:
• социально-политическое звучание пьес данного периода осложняется чертами философско-психологической драмы;
• драматизм достигается за счет того, что политический (идейный) водораздел (раскол) проходит через семью (многие из драм – семейные).
III. Драматургия эпохи социалистического строительства начала 30-х годов(«Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие», «Васса Железнова»).
• философичность, которая в частности проявляется в особой природе языка героев («двойная нагрузка на слово», отсутствие чеховских недоговоренностей);
• обострение (нагнетание) конфликта.
Следует заметить, что до 90-х годов у Горького не было тяготения к драматургическому жанру (исключение, пожалуй, составляет лишь замысел пьесы «Василий Буслаев» в 90-х). Как драматург Горький родился именно накануне грозового пятого года. Этому есть несколько объяснений:
1. Драма всегда предназначается для театра, без которого она теряет силу своего воздействия по крайней мере наполовину (драма без сцены не живет). Театр – трибуна для драматурга (возможность «поговорить» со зрителем о волнующе злободневном).
2. Русская драматургия той поры не отвечала запросам исторического момента. Репертуар был заполнен либо классическими произведениями Островского, Шекспира, Гоголя, либо заурядными пьесами второго и третьеразрядных драматургов (таких как Федотов, Берников, Щеглов и др.)
3. В ранних рассказах и повестях Горького обозначилась характерная черта – острая динамичность и драматичность в столкновениях героев.
После революции Горький задумывает цикл из 5 – 6 пьес, связанных идеей исторического объяснения и оправдания происходящего в России.
Также пьесы должны были объединять: хронологическая последовательность событий («Егор Булычов и другие» − канун Февральской революции, «Достигаев и другие» − послефевральская ситуация в стране и т.д.), система образов (с попеременным выходом на первый план героев, которые в предыдущих пьесах были внесценическими персонажами или лицами второго плана), социальная и философская проблематика, типология заглавий (союз И, имеющий разное значение), язык (Горький способствовал расширению литературного языка за счет сближения его с языком народным).
Писатель поставил перед собой задачу: средствами драматургии показать жизненный перелом в период конца XIX – начала XX века, отразить разноголосицу эпохи, разрушение многовекового уклада жизни. Однако замысел не был воплощён в полной мере. Полностью были написаны только пьесы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие». Незаконченная пьеса «Сомов и другие» была найдена только после смерти Горького.
Таким образом, пьесы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие» вошлине в цикл пьес, а составили дилогию. Они рассматривались Горьким как части единого драматургического цикла, в который писатель хотел включить пьесы, где бы центральными героями были большевик Рябинин и прислуга Булычова Глафира, но осуществить этот замысел он не успел.