Повесть была опубликована в 1896 году, к тому времени в стране промышленность стала развиваться невероятно быстро, что стало толчком к появлению капиталистов, основной доход которых составляли заводы. В то же время появились рабочие, жизнь которых была ужасна, условия их труда еще не были нормированы, и они никак не были защищены, выполняя опасную для здоровья и каторжную работу. Все это нашло отражение в повести.
Антикапиталистичекая направленность:
1. В поэтике заглавия. Молох — это семитское божество, в процессе жертвоприношения которому сжигали маленьких детей. В повести этот образ многозначен: это и завод, описанный как ужасающе огромный муравейник и убивающий людей, которые приносят ему в жертву свое здоровье; это и капиталистический строй, в жертву которому принесены человеческие нравственные качества, в том числе и образ мысли и поступки в обмен на деньги; это и член правления завода Квашнин, которому все поклоняются из-за его миллионов и приносят в жертву Нину — главную красавицу семьи Зиненко.
2. В наличии главного героя Андрея Ильича Боброва, который не принимает капиталистической действительности, выступает ее резким критиком. Он не находит себе соратника ни на службе, ни в любви, ни в дружбе. Его любовью является Нина Зиненко, однако также не лишенная пошлости буржуазного общества: на все у нее готовые фразы, полна она и свойственного ее кругу притворства, глубоких суждений у нее нет. Все это понимает Бобров, но и отказаться от нее совершенно не может. Единственный друг его — доктор Гольдберг осознает весь ужас рабочего труда и условий этого труда, но будучи более толстокожим, он не вдумывается в это так же сильно, как Бобров (успокаивает его, пытается найти и плюсы работы на заводе, просит подумать о другом: “ну что за охота из-за глупостей расстраиваться?”). Через образ Боброва показана трагедия интеллигентов конца 20 века: им не чужды антикапиталистические установки, они полны гуманного чувства, но не имея соратников, не имея почвы для борьбы, не зная, куда двигаться, ощущая свою слабость (не смог противостоять матери, нерешителен в отношениях, не может уйти с работы, не смог взорвать котлы), они могут лишь говорить и сокрушаться, а затем и вовсе уходить от реальной жизни в придуманный мир грёз.
3. Повесть заканчивается бунтом и поджогом завода. Куприн как бы предвосхищает будущее капитализма: все это убогое существование нищих, измученных людей в холодных, сырых землянках, кое-как перебивающихся и растящих в таких условиях детей, в конце концов выльется в кровавое восстание против тех, кто кормится и богатеет трудами этих рабочих. Это своего рода предупреждение капитализму.