пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Экзистенциальные мотивы в произведении Л.Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского». ✔

Экзистенциализм – это особый тип мироощущения. Мироощущение это характеризуется трагичностью, вниманием к онтологическим проблемам и интересом к внутреннему миру человека в самых различных его проявлениях. Опираясь на философию, которая интегрирует с художественной литературой, экзистенциализм дает притчеобразное повествование, обращается к мифу.

Внутренняя жизнь человека, определяющая его отношения с окружающим миром, становится предметом изучения Л.Н. Андреева в данной повести.

1. Мотив абсурда человеческой жизни. Вся жизнь о. Василия Фивейского – череда испытаний, за которой не стоит ничего, кроме случайного стечения обстоятельств: «Над всей жизнью Василия Фивейского тяготел суровый и загадочный рок (...) Он  нес тяжелое бремя печали». Первоначально Василий приходит к вере в Бога через утверждение счастья в личной жизни: когда он стал священником, женился на хорошей девушке и родил от нее сына и дочь. Подумал, что все у него стало хорошо и будет так навсегда. И благословил бога, так как верил в него как человек с незлобивой душой.

2. Мотив духовного кризиса. Счастливая семейная жизнь пошатнулась: утонул Василий. После смерти сына молодая попадья, пытаясь заглушить боль потери, начинает пить: «Когда о. Василий в первый раз увидал пьяную жену (...) захохотал тихим, бессмысленным хохотком (...) Но потом он сразу стал серьезен». Накал внутренних переживаний вырываются наружу и выливаются в хохот или «неуместный смех», делающий его похожим на сумасшедшего. Для наилучшего контраста Андреев  противопоставляет друг другу разные эмоциональные состояния: в горе принято плакать, в радости – смеяться. Происходит синтез реального и иррационального, конкретно-осязаемого и напряженно-экспрессивного, что подчеркивает внутренний надрыв героя.

3. Рецепция Ветхозаветных мотивов. Отец Василий череду жизненных неурядиц воспринимает, как испытание истинности его веры в Бога: «Я – верю». С этого момента история отца Василия тесно переплетается с библейской историей Иова. Отец Василий – сельский поп, которого преследуют несчастья, однако он продолжает свое служение Богу и со временем, все внимательнее выполняет свою «работу». И каждый раз, как только отец Василий сталкивается с жизненным препятствием, способным подорвать его веру, он произносит: «Я верую!»

Рождение ребенка-идиота углубляет этот мотив. Идиот – литературный двойник Васи, первенца попа. Василий – символ образа жизни, благодаря которому о. Василий «благословляет Бога». Идиот – воплощенное страдание, он становится символом, грядущей катастрофы. Для попадьи он является живым воплощением всего ужасного, и в отличие от о. Василия, которого от дьявола защищает его вера в Христа, идиот пугает ее нечеловеческим страхом. 

Всё, что происходит в жизни героя, подвластно ему. Он - исходная точка всех несчастий самого отца Василия и тех людей, с которыми сводит его судьба. С момента рождения Идиота каждый последующий этап жизни отца Василия венчает слово «Идиот». Идиот подобен року, власть обоих безгранична. «Господство над домом» Идиота - это власть безумия над миром, над человечеством. Появление ребенка-идиота усугубляет отношения Насти с Богом, она не способна нести подобную ношу. Однако Андреев констатирует факт, что таковы в основе своей отношения человека с Богом. 

4. Мотив метафизического бунта. Для Насти Бог – «невидимый и беспощадный, кто требовал неустанных жертв». В этот момент Василий впервые усомнился в милосердии Бога и в сознании возникает идея бунта: «Каждый страдающий человек был палачом для него, бессильного служителя всемогущего бога, - и было палачей столько, сколько людей». Открывшаяся взору отца Василия картина всечеловеческого несчастья иллюстрируется и безнаказанностью порока: односелянин рассказал про изнасилование девочки, на что о. Василий ответил:  «Где же твой бог? Зачем оставил он тебя?» Осознав это, Василий хочет снять с себя сан, его бунт – есть бунт личного переживания собственной неспособности осознать ту божественную истину, которая могла бы оправдать любые несправедливости окружающего мира. Но на его долю выпадает еще одно испытание: страшная смерть попадьи в пожаре, он воспринимает это, как кару Господа и еще усерднее принимается за очищение души своей и укрепления веры. Он чистым хотел быть для великого подвига и еще неведомой великой жертвы - и все дни и ночи его стали одною непрерывною молитвою. Со смерти попадьи он наложил на себя строгий пост.

5. Мотив одиночества. С самого начала произведения автор подчеркивает одиночество героя: «Среди людей он был одинок, словно планета среди планет». Андреев отдаляет отца Василия от общепринятого представления о том, как верить, открывает перед ним картину чужого горя и чужого смирения. Сначала ему казалось, что он один живет на крохотной земле, но потом эта земля будто заселилась такими же людьми со своими страданиями, надеждами и сомнениями. От этого любовь к Богу лишь увеличивается, именно в это время начинает чувствовать недоступную человеческому разуму религиозную истину, открывавшуюся лишь пророкам и избранным. Истинная вера, любовь к Богу не терпит компромисса, поэтому Василий изначально разобщен с обществом. Однако, осознав свою избранность, он хочет помочь односельчанам жить иначе, помочь иначе воспринимать Бога, поэтому предпринимает чудовищную попытку  оживить мертвеца.

6. Столкновение смысла мира с бессмысленностью реальности. Андреев видел главную идею повести в том, что «не философствующий, а искренно верующий человек не может представить Бога иначе, как бога-любовь». По своему замыслу, история определяется столкновением искренней веры о. Василия с бессмысленностью и жесткостью внешней реальности. Для о. Василия существование Бога вообще не ставится под вопрос, так же как непоколебима его простая вера.

Отец Василий живет наедине с идиотом, который в повести является воплощением дьявольского начала. Это свидетельствует о том, что герой находится в ситуации искушения и с честью выходит из неё, не утратив веры. В момент чтения о. Василием Библии, полностью углубившись мыслями в Священное писание, и переживая момент религиозного экстаза, идиот взрывает тишину тем самым сатанинским смехом, предчувствие которого внушало Фивейскому ужас. «Верую, господи! Верую!» И тихо стало».

В финале произведения вера Фивейского становится непоколебимой, его богоизбранность ощущается и прихожанами, толпами стекающимися к церкви, в ожидании свершения чего-то великого. И здесь происходит столь ожидаемое событие, вокруг которого как будто сконцентрировалась вся жизнь Василия Фивейского. Он пытался оживить труп, но этого не получилось. Проблема заключается в том, что Иисус воскресил Лазаря, а о. Василию это не удалось. Мало того, эта сцена завершается, как всегда, постоянным лейтмотивом «неподвижной маски идиота». Смысл этой сцены - полное поражение о. Василия, которое означает и исчезновение его веры, и исчезновение его самого из этого мира, в котором в конечном итоге остается один идиот. И в этот момент вновь возникает идея бунта: «Все одним тобою, все для тебя. Один ты! Ну, явись же - я жду!».

Но именно в этих воплях священнослужителя выражена суть человеческого бытия - право на бунт против зла и стремление искоренить его, только таким путем человек может сохранить чувство собственного достоинства. Вера в собственную избранность - это вызов року и попытка преодолеть безумие мира, способ духовного самоутверждения и поиск смысла жизни. Однако, обладая задатками свободного человека, Фивейский не может не нести в себе последствий духовного рабства, пришедшего из опыта предков и собственной сорокалетней жизни. Поэтому способ, который он избирает для реализации своих бунтарских замыслов, - свершение чуда «избранником» - архаичен и обречён на провал.

Всесилие рока касается только физической оболочки человека, обречённого на смерть, но дух его свободен, и никто не в состоянии остановить его духовных исканий. Зародившееся сомнение в любви идеальной - к Богу - приводит героя к реальной любви - к человеку. Ранее существовавшая между отцом Василием и другими людьми пропасть преодолевается, к священнику наконец-то приходит понимание людских страданий. Его потрясают своей простотой и правдой откровения прихожан на исповеди; жалость, сострадание к грешным людям и отчаяние от понимания собственного бессилия помочь им толкают его на бунт против Бога.


14.01.2020; 20:03
хиты: 62
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь