Поэзию Маяковского можно четко разделить на 2 периода: дореволюционный (1912-1917) и послереволюционный (окт.1917 – 1930).
Лирический герой
Лирический герой дореволюционной поэзии Маяковского – молодой, одинокий бунтарь, максималист, предстающий перед читателем в 3 основных ипостасях:
1) самовлюбленный, самоуверенный хулиган, которому разрешено все; *"...а этому взял бы да и дал по роже: не нравится он мне очень" (Мое к этому отношение). За плевками и надругательствами стоит стремление обличить буржуазное общество, изжить пороки ему присущие.
2) человек с тонкой душевной организацией, нежный, ранимый, страдающий от всякой несправедливости. Слова «душа» и «сердце» часто повторяются в дореволюционном творчестве Маяковского и чаще они раненные, истекающие кровью.
3) Смелый защитник всех угнетенных, несчастных, отверженных.
Темы
Иногда лирический герой Маяковского предстает в 3 разных ролях в пределах одного стиха, но везде он бунтует против старой жизни, поэтомуодной из главных тем дореволюционного творчества Маяковского становится тема борьбы с мещанством («Нате», «Ваш», «Ничего не понимают», «Надоело» и др.). В этих стихотворениях он описывает быт мещан в красках, которые показывают его неприязнь.
2 тема – тема войны, в основном Первой мировой («Война объявлена», поэма «Война и мир»). Они имеют антивоенную направленность. Лирический герой либо разделяет боль участников войны, либо выступает как герой, ненавидящий войну.
3 тема – тема любви. Любовь несчастна, безответна, так как отсутствие счастья в любви воспринимается лирическим героем как часть несправедливого мира и самая значительная причина страдания поэта. Одно из лучших стихотворений Маяковского о безответной любви – «Облако в штанах».
Главным мотивом дореволюционного творчества Маяковского становится мотив одиночества, так как лирический герой не видит в мире ни настоящих людей, ни искренних человеческих чувств.
Дореволюционная лирика Маяковского (как и послереволюционная) насыщена обращениями. Разница в том, что до революции поэт обращался к мещанам непонимающей его возлюбленной, а после революции – к рабочему классу и любимой женщине.
Новаторство
1. Необычность зрительных образов. Подобно тому как в живописи кубистов мир предметных явлений распадался на плоскости и объёмы, Маяковский рассекал порою отдельные слова и создавал своеобразную игру рассечённых частей (см. «Из улицы в улицу», «Кофта фата» «Лунная ночь»).
2. Концепция «самовитого» слова, то есть слова, очищенного от позднейших смысловых наслоений.
3. Поэтому уже в ранних стихах Маяковского много неологизмов:
- Обилие слов с увеличительными и уменьшительными суффиксами: "Шумики, шумы и шумищи"
- Создание необычных степеней сравнений: "Очистительнейшей влагой вымыт грех отлетевшей души. ...Дантова ада кошмаров намаранней."
- вульгаризмы: «улица муку перла», «хохочут и жрут»
- разговорные слова: громадина, пятерня
4. Стих Маяковского - ораторский, направленный на выступление перед большой аудиторией. Маяковский активно использовал тонический стих: строка делилась не на стопы, а на ритмико-смысловые доли, выделяемые интонационно и логически
5. Рифме поэт уделял большое значение. Ударное слово он ставил в конец строки, что придавало этому слову особый вес.
6. Особая цветопись (метафорическая усложненность образов). «Черными ладонями сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты» (Ночь). Это означает, что наступил вечер, и в окнах городских домов зажегся свет. С помощью цветовой детали поэт показывает необычность мира, в котором живет.