Акмеизм образовался как реакция на кризис символизма.
Идейным вдохновителем был Николай Гумилёв, который в 1911 году вместе с Сергеем Городецким создал “цех поэтов”
Акмеисты: Гумилёв, Ахматова, Мандельштам, Зинневич, Городецкий. В разное время к ним примыкали Иванов, Хлебников, Клюев. Цех поэтов был местом, где решались конкретные вопросы, касающиеся овладение поэтическим мастерством и умением создавать правильные рифмы.
В 1913 году в журнале "Аполлон" выходят акмеистические манифесты: "Наследие акмеизма и символизма", " Некоторые течения в русской поэзии ", "Ультраакмеизм ".
В своих манифестах Гумилёв и Городецкий пытаются подвести итоги символизма, обозначить появление нового литературного течения, подчеркнуть их связь.
Акмеисты считали, что проникнуть в мистический мир невозможно, так как он принципиально непознаваем для людей, поэтому они решили описывать исключительно мир земной, но в его необычных, экзотических проявлениях.
У акмеистов нечеткость символов изменяется точными словесными образами, а слова приобретает свой первоначальный смысл. Акмеисты отказываются от символической неопределённости, повышенный метафоричности. Если у символистов модель в стихотворения была вертикальной, то у акмеистов горизонтальной.
Акмеисты требует несовершенство формы, а логики и порядка. Лозунг акмеистов: "принять мир во всей совокупности красоты и безобразия".
Акмеисты передавали внутреннее состояние человека при помощи деталей.
Культура для акмеистов - это эстетически сакральное пространство с мощными традициями и современными образцами . В акмеизме автор - это зодчий , мастер, знаток, садовник культуры, который с любовью возделывает поэтический сад.
Для акмеизма характерно:
1. Освобождение поэзии от символов.
2. Ясность и лаконичность стиля.
3. Отказ от мистической туманности, принятие земного мира.
4. Стремление придать слову вещественность и предметность
5. Установление диалога с предшествующей культурной традицией.