Становление творчества Бернарда Шоу как создателя реалистической «драмы идей»
Пьесы Шоу 90-ых годов делятся на три цикла.
1.Первый цикл – «Неприятные пьесы». Пьесы для господствующего класса. «Дома вдовца» 1892 год и «Профессия миссис Уоррен» 1894 год. Критикуя современное общество, Шоу показывает, как делаются деньги - деньги наживаются бесчестным путем.
2.Второй цикл – «Приятные пьесы». «Кандида» 1894 год. Шоу уделяет основное внимание той лицемерной морали, которая призвана скрыть истинную сущность буржуазных отношений. Он призывает людей трезво и смело взглянуть на жизнь и освободиться от предрассудков, отживших традиций, заблуждений и пустых иллюзий.
3.Третий цикл – «Пьесы для пуритан». «Цезарь и Клеопатра» - нельзя строить политику на жестокости. Шоу противопоставляет эти пьесы драматическим произведениям, в которых основной интерес сосредоточен на любовной интриге и на эротике. Он не хочет признать, что в основе поступков человека лежат только любовные побуждения.
«Профессия миссис Уоррен» как образец «драмы идей»
1. Пьеса начинается с обширных предисловий. Перед текстом пьес делаются обширные ремарки с описанием времени и места действия, внешности и одежды персонажей, их отличительных характеристик. Так, "Профессия миссис Уоррен" начинается с подробного описания садика перед коттеджем. Мы узнаем о внешности и характере Виви, которая создает впечатление резкой, грубой и умной англичанки средних классов. Ей 22 года, живая, решительная, уверенная в себе. Одета в простое платье, удобное для работы.
2. В пьесе мы сталкиваемся не только с комедией и трагедией индивидуального характера, но и с отвратительными сторонами общественного устройства. Пьеса написана «с целью привлечь внимание к той истине, что корни проституции в эксплуатации женщин, чей труд ценится и оплачивается настолько низко, что беднейшие из них вынуждены заниматься проституцией, чтобы не умереть с голоду».
3. Острая дискуссионность
4. Присутствие сильных героев, которые любыми возможностями добиваются положения в обществе. Сильна миссис Уоррен, которая пережила все унижения и, как только могла, добилась богатства, чтобы обеспечить образование Виви. Сильна и дочь, которая не желает жить на деньги, заработанные неблагородным путем, идет зарабатывать интеллектуальным трудом
5. Острая парадоксальность, выраженная не только в мыслях и высказываниях персонажей, но и в построении драматических конфликтов и ситуаций.