Черты «новой драмы»
- Отображение нынешнего дня и показ живых людей, а не исторических персонажей.
- Обличение бездушности буржуазного общества с его проповедью эгоистического индивидуализма.
- Новый тип конфликта. Столкновение человека и действительности, враждебной ему, которая искажает сущность его духа
- Ремарки превращаются в конституирующие элементы драматического текста, функционально взаимосвязанные с диалогом. В новой драме активно используются ремарки типа «тишина», «молчит», «пауза», которые маркируют ключевые моменты в развитии диалогов и сценического действия и позволяют формировать подтекст. Эту особенность называют также «подводным течением» или «двойным диалогом».
- Присутствует два плана, когда произносимые слова далеко не напрямую или даже совсем не выражают отношения героев или раскрывают суть происходящих действий.
- Стирание оппозиции «монолог — диалог», главным становится противопоставление диалог-ремарка
- Язык как новой драмы приближен к разговорному. Используются символы, позволяющие понять, что что-то не так (звук лопнувшей струны, шорох).
- Проблематика новой драмы затрагивает те моменты социальной жизни, которые обычно замалчиваются, скрываются. Театр, по мысли теоретиков новой драмы, не должен служить развлечением, он должен отражать социальные проблемы.
Написанные в середине 70-х годов XIX века пьесы Ибсена («Кукольный дом», «Привидения», «Столпы общества») критики назвали «новой драматургией».
В 1879 году Ибсен написал одну из лучших своих пьес — «Кукольный дом», на примере которой можно четко проследить зарождение «новой драмы». Автор затронул тему буржуазной семьи и положения женщины в обществе. Однако идейный смысл этого произведения выходит далеко за пределы семейно-психологической проблематики.
- главное событие произошло еще до начала пьесы.Начало пьесы погружает нас в мирный уют дома адвоката Торвальда Хельмера. Хозяйка этого гнездышка, Нора, и впрямь кажется недалекой избалованной куколкой. Похоже, что главная ее тайна — съеденное украдкой миндальное печенье. Но вскоре мы узнаем, что несколько лет назад ради спасения мужа Нора заняла крупную сумму денег, подделав подпись на векселе, и теперь, скрывая это, постепенно выплачивает долг.
- А во время действия происходит столкновение персонажей, каждый из которых вызывает у нас сочувствие, а значит, не может быть безоговорочно отнесен к отрицательным: и Нора, совершившая преступление ради мужа, и вымогатель Крогстад, который однажды оступился, но мучительно хочет снова стать полноправным членом общества, и даже струсивший Хельмер, потерявший любовь Норы.
- Характеры всех героев подвергаются испытанию правдой. И выясняется, что ничтожный Крогстад вполне способен на благородный поступок под влиянием оживших чувств к подруге Норы фру Линне. А неподкупный и принципиальный Хельмер оказывается подлецом, испугавшимся, что тень «преступления» Норы падет на его репутацию. Даже не задумываясь над мотивами проступка жены, он обвиняет ее во лжи и испорченности.Отказ Крогстада от своих претензий резко меняет настроение Хельмера: он готов вернуться к прежнему. Но самая разительная перемена происходит в душе Норы. Она понимает, как ошиблась в муже, думая, что и он способен ради нее на подвиг самопожертвования. Прозревшая Нора становится суровой. Она чувствует в себе нерастраченные духовные силы, не желает больше играть навязанную ей покойным отцом и мужем роль «девочки-жены» и хочет найти себя, свое подлинное предназначение. «Кукольный дом» рухнул. Освободившись от его обломков, Нора уходит в другую, настоящую жизнь
- Напряжение действия достигается не развитием интриги, а раскрытием внутреннего мира главной героини. Самый напряженный момент — когда Нора ожидает, что муж прочитает разоблачительное письмо Крогстада. Она ничего не боится, она ждет чуда: сейчас любящий муж скажет, что берет ее вину на себя. Это ожидание выплескивается в отчаянную, безудержную тарантеллу, становящуюся своеобразным символом прошлой жизни, которую уже не вернуть. Чуда не происходит.
- И это — кульминация пьесы, главное событие в духовной жизни Норы. Кажется, все открылось, добродетель восторжествовала. Но жизнь нельзя склеить, как разбитую чашку. Поэтому развязка — уход Норы от мужа — не кажется счастливым финалом. Никто не знает, как сложится ее судьба (и судьбы всех остальных персонажей пьесы). Но с «кукольной» жизнью покончено навсегда.
Драма Ибсена была не просто призывом к борьбе за женскую независимость и самостоятельность, она отстаивала общечеловеческие права, протестовала против лживых и лицемерных общественных законов. И это стало значительным шагом вперед в создании новой драматургии, отразившей не только свою эпоху, но и мысли и чувства последующих поколений.
Символика «Кукольного дома»
Важную роль в произведении сыграла символика, ведь символической уже была же название произведения «Кукольный дом» - это дом фальшивых ценностей, по которым скрывались эгоизм, духовная пустота, раз зобщенность человеческих ду уш. В этом доме не жили, а только играли в любовь, брак, семейную гармонию и даже человеческое достоинство и честьисть и чести.
В драме. Ибсен использовал различные образы-символы:
Елка (была живой и красивой, и когда ее срезалы постепенно завяла) |
Супружеская жизнь норы (Идеальные отношения в семье ни были Лишь видимостью, на самом деле каждый из них, как Нора, так и ее муж по-разному воспринималы брак, и поэтому это привело к трагическое развязке) |
миндальной печенье (сначала ела скрываясь от мужа, потом стала делать это открыто) |
Внутреннее "я "норы (героиня была для мужчины только "куклой ", но потом она Решил показать себя совсем с другой стороны, на что не надеялся человек) |
Образ Крогстада |
неприятности (Нора играла с детьми - и вдруг зловеще тенью появился Крогстад, Который и разжег костер в семье) |
Образ тарантеллы |
Предчувствие неотвратимосты катастрофы (Нора танцевала, переживает глубокие душевный страдания, она поняла, что приближалась страшная гроза; танец по контрасту подчеркнул напряжение душевных сил норы, ведь она танцевала в тот момент, когда а решала ее судьбу |
маскарадные костюмы |
Роли и маски героев (в частности норы) в реальной жизни (придет время, когда маски необходимо будет снять, тогда наступят настоящие неприятности, решить быстро будет просто невозможно) |