пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Особенности поэтики романа Г.Маркеса «Сто лет одиночества». Мифологические и библейские аллюзии

Роман image001.gif «Сто лет одиночества» (1967) был написан в Мексике за 18 месяцев лихорадочного труда. Грандиозный успех романа объясняется удивительно гармоничным сочетанием новизны и традиционности формы и содержания, широтой поднимаемых проблем, простотой и естественностью языка.

Сюжетным и композиционным стержнем романа является история шести поколений семьи Буэндиа, живущей в городке Макондо.

История рода, возраст которого более ста лет, оказывается зашифрованной в мельчайших подробностях в манускриптах волшебника-цыгана Мелькиадеса. В них предсказана гибель последнего потомка семьи Буэндиа в момент, когда будут расшифрованы записи. Книга неразгаданных предсказаний хранится в семье еще со времен ее родоначальника - авантюриста Хосе Аркадио Буэндиа Первого. Через сто лет древнюю рукопись прочитывает Аурелиано Буэндиа Последний. Его вместе с Макондо уничтожает чудовищный ураган. Так гибнет крепкий когда-то род Буэндиа от постепенно нарастающего в романе отчуждения, разобщенности и одиночества.

Будучи во многом традиционным, роман в то же время производит неизгладимое впечатление свежести и новизны. Не поддается общепринятым определениям его жанр. Его можно считать и семейной хроникой, и исторической эпопеей, и развернутой притчей, и реалистической сказкой, и гениальной пародией на всю предшествующую литературу от Библии и рыцарских романов до модернистской прозы наших дней. Гарсиа Маркес обновил жанр романа, слив в едином произведении самые исконные, во многом забытые литературные традиции ренессансной прозы с современным мироощущением.

Одним из основных организующих начал книги является раблезианский юмор, народно-смеховая стихия, которая позволяет писателю бесстрашно исследовать действительность, пересоздавая в пародийном ключе громадный исторический и фольклорный материал.

Главная заслуга image001.gif Гарсиа Маркеса состоит в том, что на примере одной семьи писатель создает очень выразительный образ не только Колумбии, но и всей Латинской Америки от эпохи первоначальной колонизации до наших дней. Это достигается во многом благодаря новаторскому использованию категории времени. Повествовательное время, с одной стороны, в начале романа спрессовано и остановлено (события XIX в. сплавлены с событиями XVI в.). С другой стороны, по мере развития сюжета движение времени и событий постепенно ускоряется, «раскручивается» и вместе с вырождением семьи приводит к катастрофе.

Карибский колорит конкретных деталей изображенной в романе действительности подчеркивается автором особо. Для Гарсиа Маркеса - это зона «фантастической реальности», место, где могут происходить самые невероятные вещи.

То, что Маркес опирался на миф – библейский, античный, сказания индейских племен – вряд ли у кого вызовет сомнение. Сама способность мифа к повторению, перевоспроизводству заложена в основу произведения. История циклична, а уникальность мифа в его вневременном универсальном звучании. Микрокосм Макондо с удивительной точностью воссоздает историю макрокосма, нашей цивилизации, если хотите вселенной, которой суждено было зародиться, и суждено будет раствориться в небытие. Прародители рода Буэндия, Хосе Аркадио и Урсула уходят из родных мест, совершив убийство, виной которому кровосмесительная любовь (мотив весьма сильный, кстати, в античной трагедии). Они, словно Адам и Ева, изгнанные из рая за грехопадение, вынуждены потом и кровью добывать себе хлеб и в муках рожать детей своих, опасаясь того, что очередной отпрыск семейства явится на свет со свиным хвостиком. И хотя с виду дети, получающие из поколения в поколение одни и те же имена (еще один отсыл к Библии), рождаются вполне здоровыми, этот род изначально проклят грехопадением родителей, и каждое чадо рождается со свиным хвостиком одиночества и отсутствием способности любви к ближнему. Род Буэндия проходит универсальный библейский путь, где Адам-Хосе Аркадио во времена эпидемии бессонницы заново дает названия всему сущему, подписывая каждый предмет, где первые люди, как и в Библии,живут несравнимо дольше своего потомства, где пророк Мелькиадес заранее, в зашифрованном виде, составляет историю семьи от начала рода до Апокалипсиса. Блудные сыны возвращаются в отчий дом, Макондо переживает вавилонское столпотворение банановой кампании и настоящий потоп. Любопытно, что действительно счастливы и способны к любви лишь последние представители рода – Амаранта Урсула и ее племянник Аурелиано. Вот только плод этой счастливой кровосмесительной любви, последний в роду Аурелиано, по пророчеству Мелькиадеса рождается со свиным хвостом, и, словно Антихрист, становится вестником конца времен Макондо. Вскоре после его рождения городок, подобно Содому и Гоморре, исчезает с лица земли.
Конечно, «Сто лет одиночества» это не только миф и не только Библия. Этот роман слишком велик, чтобы попытаться вместить его в рамки какой-то одной концепции толкования. Опять рискую нарваться на банальность, но все же, думаю, в этой книге каждый найдет то, что он хочет найти.

 

31.05.2021; 02:02
хиты: 28
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
мировая литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь