пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Роман У.Голдинга «Повелитель мух» как роман - притча. Элементы экзистенциализма в романе

Одним из ярких примеров притчевой манеры письма является творчество классика английской литературы Уильяма Голдинга, автора современных притч, которого интересуют проблемы соотношения добра и зла. Основная моральная аксиома Голдинга – именно человек, и никто иной, принес в мир зло. Оно сокрыто в человеке, живущем верой, иллюзиями, табу, поэтому возникает необходимость обнажать в человеке глубинное зло – природное и нравственное. Уильям Голдинг в своих произведениях прибегает к особому языку иносказания, воплощенному в словах-образах и словах-символах, вызывающих у читателя определенные ассоциации.

«Быть сочинителем притч, — признался Голдинг, — неблагодарная задача... По самой природе своего ремесла создатель притч дидактичен, хочет преподать моральный урок. Люди не любят моральных уроков».

Проблематика романа У. Голдинга «Повелитель мух» сложна и двойственна, что находит свое воплощение на уровне формы и содержания. Прямолинейное повествование осложняется глубоким аллегорическим планом, что позволяет отнести «Повелителя мух» к жанру романа-притчи. Голдинг в своем романе в аллегорической форме представил читателям трагическую действительность XX века.

Так, экзистенциалистская категория абсурда как характеристика исходного разрыва между разумом и миром трактуется Голдингом как проявление изначальной испорченности человеческой природы и переносится из онтологической в антропологическую и социальную сферу. Вслед за Сартром и Камю Голдинг критикует идеи рационализма и прогресса и показывает, что они не способствуют ни самопознанию, ни развитию человека. Возможность познать двойственность собственной природы и научиться сдерживать ее, нивелировать ее негативные проявления открывает лишь трагический опыт вины и страдания. Голдинг соглашается с экзистенциалистами и в том, что, этот опыт может осуществиться лишь в пограничных, кризисных ситуациях, когда явным становится окружающий человека абсурд.

Подобно тому, как, согласно экзистенциалистам, из осознания экзистенции следует свобода и ответственность, Голдинг утверждает, что познание собственной природы и возможностей позволяет формировать нравственные принципы, не связанные с условностями. На основании этих принципов возможно построить более справедливые социальные отношения, не подчиняющие человека, а способствующие его развитию. Здесь Голдинг в целом разделяет позицию Камю и на общем пессимистическом фоне его мировоззрения появляются некоторые оптимистические акценты.

Голдинг разделяет основные экзистенциалистские творческие принципы, например, свободу творчества и представление о том, что искусство есть форма осмысления и выражения абсурда, а соответственно, и лежащей в его основании природы человека. Этим и постановкой задачи самопознания человека в литературе обусловлены основные жанровые особенности романов Голдинга. В частности, применяемая в «Повелителе мух» форма антиутопии позволяет создать для героев романа пограничные условия, необходимые для самопознания, с одной стороны, и показать процесс развития человеческой индивидуальности вообще, безотносительно конкретных исторических условий, с другой. В этом проявляется как отличие литературной позиции Голдинга от экзистенциалистской, так и включенность ее в контекст развития английской литературы того времени.


30.05.2021; 20:15
хиты: 38
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
мировая литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь