пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Общие билеты

Теория языка Ф. де Соссюра

(1) Учение о социальном характере языка. Соссюр положил начало социологическому направлению в языкознании ХХ в., которое получило свое развитие в трудах его учеников, принадлежащих Парижской и Женевской лингвистической школе. 

(2) Учение о синхронии и диахронии. У Соссюра синхронично все, что относится к статическому аспекту языка, а диахронично все, что касается его эволюции. Он утверждал, что «противопоставление двух точек зрения – синхронической и диахронической – совершенно абсолютно и не терпит компромисса». Критика соссюровского учения о синхронии и диахронии основывается на том, что своим категоричным противопоставлением Соссюр отрывает синхронию от диахронии, что является недопустимым в силу их неразрывной связанности. Категоричность Соссюра объясняется состоянием европейской науки о языке к началу ХХ в. Понятия «научный» и «исторический» применительно к языку были в то время практически синонимичны. Противопоставление синхронии и диахронии в учении Соссюра вызвано его стремлением преодолеть такую позицию и обратить внимание лингвистов на важность изучения синхронического аспекта языка, языка в его современном состоянии. Это стимулировало также типологические исследования современных языков. 

(3) Учение о языке и речи. В трактовке Соссюра язык социален, а речь индивидуальна. Синтез языка и речи осуществляется в речевой деятельности. Соссюр видел главную задачу лингвистики в изучении языка, где нет ничего случайного. Его противопоставление языка и речи было продиктовано стремлением обратить внимание лингвистов на необходимость исследования языка как системы абстрактных отношений между языковыми элементами, которое в языкознании никогда не проводилось. 

(4) Учение о языковом знаке. Соссюр обосновал знаковую сущность языка. Каждое слово является языковым знаком, который предстает у Соссюра как психическое единство означаемого и означающего, т.е. образа предмета и образа цепочки физических сигналов, которая служит для обозначения этого предмета. Соссюровское учение о языковом знаке получило дальнейшее развитие в семиотике ХХ в. – науке о знаках, их отношениях друг с другом, к предметам, которые они обозначают, и к лицам, использующим знаки. 

(5) Учение о языке как системе. Обоснование Соссюром необходимости изучения языка как системы является его безусловной заслугой перед лингвистикой. Учение о системном характере языка стало определяющим для развития языкознания в ХХ веке. Сущность этого учения состоит в том, что языковая система основывается на противопоставлении и взаимосвязи ее элементов, поэтому свойства конкретного языкового элемента можно определить только путем его сопоставления с другими элементами.  Язык у Соссюра является, прежде всего, формой, а не субстанцией. Поэтому первостепенное значение он придавал изучению отношений между языковыми единицами. Соссюр различает два типа таких отношений: синтагматические и ассоциативные. Синтагматические отношения он определяет, как отношения между языковыми единицами в пространстве, ассоциативные отношения – как отношения между языковыми единицами в сознании. Ассоциативные отношения, которые в современной лингвистике называют парадигматическими, могут объединять слова не только по общности корня (обучаю, обучение) или по общности суффикса (обучение, наставление, направление), но и слова с общим значением (синонимы). Это говорит о том, что Соссюр включает в ассоциативные отношения как морфологические, так и смысловые связи между словами, хотя отмечает при этом, что наиболее характерными из них являются связи слов в пределах парадигмы словоизменения. 


06.06.2018; 22:57
хиты: 62
рейтинг:0
Гуманитарные науки
лингвистика и языки
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь