пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Общие билеты

Лингвофилософская концепция В. фон Гумбольдта

Вильгельм фон Гумбольд – немецкий языковед, один из основоположников лингвистики как науки. Основные идеи: 

1) Языкознание – дисциплина историческая. Языкознание не решит ни одной из своих задач, пока не будет рассматривать язык как результат беспрерывной деятельности «духа народа». Таким образом, история языка теснейшим образом связывается с историей народа и, прежде всего, с историей «духа народа», т. е. духовной культуры. 

2) Связь языка с духом народа. Дух народа складывается главным образом из его ментальности (образа мыслей), мифологии, религии, философии, поэзии, науки и т. п. Но главное свое воплощение дух народа находит языке: именно язык отражает образ мыслей народа. Гумбольдт пишет, что нет ничего более тождественного, чем «дух языка» и «дух народа», т.е. когда мы говорим о «духе народа», мы подразумеваем прежде всего его язык, и только потом все остальные формы духовной культуры; когда же мы размышляем о языке, то прежде всего имеем в виду не его «материю» (звуковую форму), а его духовное содержание, то, как данный язык выражает «дух народа». 

3)Сущность языка. Язык Гумбольдт понимает как деятельность духа направленную на соединение мысли с членораздельным звуком, т. е. назначение языка состоит в том, чтобы облекать мысль в словесную форму. Таким образом, для Гумбольдта главная – когнитивная (мыслительная) функция языка, а не коммуникативная. 

4) Происхождение и развитие языка. Гумбольдт также объяснял деятельностью духа. Происхождение языка – тайна. Ни один язык не застигнут в момент своего возникновения. Гумбольдт отрицает точки зрения, согласно которым язык мог быть продуктом «изобретения», «установления»: кто мог придумать первый язык и на каком языке он думал? Язык, по Гумбольдту, явился сразу, вдруг, в результате «взрыва» в сознании: «дух» дошел до определенной стадии развития, на которой должен был возникнуть язык. И всю дальнейшую эволюцию языка Гумбольдт объясняет развитием духа. 

5) Роль языка в познании. Язык – своего рода посредник между человеком и окружающим миром, действительностью. Таким образом, роль языка в познании мира исключительно велика - первостепенна. Человек смотрит на мир только сквозь призму своего языка – другого не дано: он видит мир таким, каким его представляет язык. Язык, по Гумбольдту, очерчивает вокруг человека своего рода круг, отделяющий человека от окружающего мира, и выйти из этого круга можно, только вступив в круг другого языка.  

6) Учение о внутренней форме языка. Гумбольдт является создателем учения о внутренней форме языка. Это учение непосредственно вытекает из его положения о неразрывной связи «формы языка» и «духа народа». Внутренняя форма – как раз та категория, которая определяет специфику данного языка: это связь между значением (смыслом, мыслью) и внешней звуковой формой языка (его материей). У каждого народа эта связь осуществляется по-разному. Напр., у славян змея связана со словом земля (потому что ползает по земле), а латинское serpens (змея) значит «извивающаяся». 

7) Классификация языков. Гумбольдт, как и его младший современник Шлейхер, занимался проблемой классификации языков. В соответствии со своим мировоззрением, главным принципом, который Гумбольдт кладет в основу классификации является то, как в том или ином языке осуществляется связь «духа» с «материей языка» (внешней формой). В соответствии с этим он разделил языки на два класса: 

а) совершенные языки, в которых эта связь «органична» (флективные языки); 

б) несовершенные языки, в которых нет «органической» связи, а связь между значением и формой чисто «механическая» (аналитические языки); к ним относятся: 

- изолирующие (аморфные) языки (китайский); 

- агглютинирующие языки (тюркские, финские); 

- инкорпорирующие языки (языки американских индейцев, палеоазиатские). 

Гумбольдт высоко оценил сравнительно-исторический метод, но, в отличие от компаративистов, он не ограничивался сравнением только родственных языков. Сравнительно-исторический метод решает узкую, частную задачу – доказать генетическое родство языков внутри одной семьи. Гумбольдт ставит задачу не только внутреннего, но и внешнего сравнения – универсального сравнения разных (неродственных) языков. Задачу такого сравнительного языкознания Гумбольдт видит в том, чтобы ответить на самые общие, философские вопросы языкознания: а) каковы причины многообразия языков; б) каковы причины изменений, происходящих в языках; в) каковы перспективы развития языков мира. На этом основании Гумбольдта считают создателем первой общей теории языка, философии языка, основоположником общего языкознания. 


06.06.2018; 22:57
хиты: 67
рейтинг:0
Гуманитарные науки
лингвистика и языки
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь