пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами видов художественной деятельности в условиях ДОО.

Своеобразие творческой деятельности ребенка. Анализ теорий понимания детского изобразительного творчества. Развитие творчества детей в условиях обучения. Особенности методических систем развития детского изобразительного творчества в России и за рубежом. Понятие «изобразительное творчество» (Е.А. Флерина, Т.С. Комарова и др.). Основные этапы развития изобразительных способностей в дошкольном возрасте. Условия развития изобразительных способностей и творчества детей дошкольного возраста.

Зависимость развития музыкальных способностей детей от их природных задатков. Возрастная готовность ребенка дошкольного возраста к музыкальному развитию. Влияние интенсивного обучения музыке на развитие музыкальных способностей дошкольника. Развитие музыкальных способностей детей в разных видах музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Зависимость развития творческих способностей дошкольников в музыкально-ритмической деятельности от их возрастных особенностей. Виды творческих заданий. Этапы развития творческих способностей детей в музыкально-ритмической деятельности.

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

   Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

С позиции эстетики художественное творчество – это самовыражение внутреннего мира художника, который не только познает, но и выражает свое видение, понимание окружающего. Результатом его творческой деятельности является художественный образ, как особый вид освоения и выражения действительности, форма мышления, существования в искусстве. Своеобразной чертой изобразительного творчества считается особая эмоциональная окрашенность, индивидуальность образного видения.

Потребности и способности к творческому труду у детей развиваются как минимум с 5 лет. Главным фактором, определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослыми, позиция, занимаемая взрослыми по отношению к ребенку. Детское изобразительное творчество можно понимать, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в продуктивных видах деятельности. Это отражение построено на работе воображения, на отображении ребенком своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношению к изображаемому.

Первой важной особенностью детского творчества – это субъективность новизны детских открытий и результатов продуктивной деятельности дошкольников.

Новизна открытий и продукта субъективна – это первая важная особенность детского творчества. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п.

Второй особенностью детского творчества является процесс создания продукта, который для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата.

И, третья особенность детского творчества, заключается в том, что ребенок, в отличие от взрослого, с легкостью и начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам.

В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка: проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств, переживаний при помощи различных изобразительных средств.

    При исследовании проблемы детского художественного творчества, были выделены три основных этапа творческой деятельности, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого:

   - первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем. Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.

   - второй этап – процесс создания изображения детьми. Тема задания не только не лишает ребенка творчества, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.

  - третий этап – анализ результатов деятельности. Просмотр и анализ, созданного детьми рисунка, аппликации и т.д., осуществляется при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте восприятие приобретает целевой характер, основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может оценить цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может предоставить ему полноты восприятия, необходимо в восприятие вносить осязание и прочие ощущения, помогающие образованию более полного представления. Учить ребенка видеть мир – вот одна из задач воспитателя. А это значит формировать в детях наблюдательное умение понимать увиденное, т. е. вырабатывать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. Ребенок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается распределить их особенности, анализировать обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей многократно привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком.

Это отражается на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке. К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения. Все большую роль в деятельности начинает приобретать фантазия. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут собственными силами продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения. Дошкольникам доступно овладение изобразительными умениями, навыками. В 2-3 года ребенок несложно усваивает навык правильно держать карандаш и кисть, пользоваться ими. К шести годам он владеет достаточным запасом навыков и способен применять их осознанно, самостоятельно выбирая необходимые приемы при изображении новых предметов. В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих присутствие творческих начал в деятельности ребенка. Это проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных, приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств.

Вначале знание окружающего мира в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок: карандаши и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить. Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах. Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то изображать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то объект, тогда его занятие приобретает изобразительный характер. У ребенка есть цель, задача, которые он стремится реализовать. Таким образом, первый период творческого процесса – появление замысла – имеется и в деятельности ребенка. Но если у художника после появления замысла как правило идет длительный этап его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть итог работы и ход ее выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Оттого в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей. В процессе работы ребенок реализует этот замысел, дополняя его в соответствии с содержанием.

Все три этапа творческого процесса есть и в деятельности ребенка, но соотношение этих стадий иное, чем у взрослого художника. Даже у старшего дошкольника формы предмета и его частей обобщены (округлая, продолговатая, без всего разнообразия их вариантов и мелких изгибов), но вся конструкция предмета, присутствие разнообразных деталей говорит о желании ребенка сотворить образ, соответствующий реальному. Выразительность образа достигается с помощью изображения деталей и дополнительных предметов, создающие обстановку. Художник преднамеренно идет к отбору деталей, изображая всего лишь те, которые способствуют раскрытию образа. Ребенку, особенно в младшем возрасте, в изображении деталей присущ элемент случайности. Не всякая изображенная им деталь усиливает выразительность. А порой и выразительные детали также появляются неожиданно, без сознательного замысла.

В психолого-педагогических исследованиях Г.Г. Григорьевой выделены условия развития творчества детей:

- это широкий подход к решению проблемы: педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей не только в ситуации творческого, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа в процессе занятий, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

- это организация интересной, содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы воображения (наблюдения, занятия, игры, посещение театра и т.д.).  Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, посещение театра, общение и т.п.) и служит основой для творчества дошкольников.

Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны – ситуации творческого развития. Зона творческого развития – это та основа, на которой строится педагогический процесс.

Л.С. Выготский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое».

В исследованиях Т.Г. Казаковой были раскрыты средства художественной выразительности, пользуясь которыми дети способны передавать художественный образ: цвет, линия, форма, композиция, ритм. Освоение дошкольниками средств образного выражения способствует развитию их художественного творчества.  

Особо доступным выразительным средством для дошкольника является использование цвета. Цвет в изобразительном искусстве является важным средством выражения художественного замысла, идеи произведения. Его использование находится в тесной связи с содержанием произведения. Самостоятельного значения у него нет. Цветовые контрасты используют для выделения в картине главного; цвет передает настроение: темные, приглушенные тона – в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные – в радостных. Использовать цвет в таком многообразном плане ребенок дошкольного возраста не может и поначалу воспринимает его как самостоятельную ценность, вне связи с реальной окраской предмета. Ребенок наслаждается каким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все сплошь. Но еще в младшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета – время от времени цвет вызывает по ассоциации в его воображении какой-либо образ: красный – флаг, ягоды; зеленый – трава, елочка, крокодил; желтый – солнышко.

Познакомившись со многими цветами, дети 4-5 лет зачастую используют их как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее, наряднее, т. е. используют его в декоративном плане. Здесь также наблюдается нарушение реальной окраски так как, сначала ребенка привлекают яркие контрастные сочетания цветов. Эта декоративность может временами противоречить характеристике образа. Постепенно дети старшего дошкольного возраста отходят от декоративной раскраски, овладевая разными оттенками. С развитием восприятия и эстетических чувств они начинают использовать цвет для передачи настроения образа. Однако все же используют цвет в эмоциональном плане: то что нравится, окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы – в темные. Изложение динамического состояния изображаемого объекта также является одним из выразительных средств, используемых ребенком. Если в младшем возрасте движение не изображается, то детям старшего возраста открыто изображение предметов в движении, что может сделать образ выразительным.

Другое средство выразительности, используемое дошкольником – линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией. Так, дети старательно рисуют солнце, аккуратно выводя лучики, делая их длиннее и гуще, словно так, солнце греет лучше и светит ярче. Составляющими компонентами декоративности является ритм форм или цветовых пятен, симметрия. Ребенок строит рисунок, как бы уравновешивая пространственное расположение отдельных изображений. (На поляне деревья – справа и слева. Цветы – с одной стороны и с другой и т. д.)

Как и взрослые, дошкольники нередко используют прием гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображаемом предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо.

Ребенок нарисовал серые тучи, которые закрыли солнце. Тучи по размеру были больше деревьев и других объектов, сообщая о том, что скоро будет дождь, гроза. Девочка изобразила цветы на поляне, которые «выросли» до облаков, были больше домов, деревьев. Для этой девочки важно показать красоту, яркость, любовь к цветам, дать понять, что они ей очень нравятся.

Композиция – это способ соединения образов, способ построения произведения. В рисунках детей встречается как с сюжетами, передающими развернутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия.

Характерным для старших дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, чувство равновесия и композиционной наполненности. На горизонтальной плоскости в развернутом виде изображается, например, вся лесная поляна: на первом плане трава, цветы, мелкие кустарники; выше – деревья, лес, по бокам – дома и постройки. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в ее реальной протяженности.

Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребенка избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого. Исследования педагога детского творчества И. Н. Курочкиной показывают, что у детей 5-6 лет наблюдается уже сознательное использование цвета, формы, построение рисунка, выразительных средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляя их в своем сознании.

Детское изобразительное творчество характеризуется и использованием композиционных средств, в первую очередь ритм симметрии. Они не только придают стройность, гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, еще не овладевших изобразительными навыками. Так как ритм свойственен движениям человека, ребенок быстро начинает его использовать сознательно с целью выполнить работу красиво. Вся композиция рисунка дошкольника создается ритмом, который придает ему выразительность: ритм линий, ритм в расположении цветовых пятен. В старшем дошкольном возрасте ощущение ритма в свою очередь помогает создать композиционно заполненную картину. Своеобразным моментом в исполнении композиции является несклоняемость одного предмета другим, нарушение пропорциональных соотношений между ними. Эти моменты говорят о стремлении ребенка представить свои реальные впечатления об окружающей жизни, где отдельный предмет имеет свое место в пространстве, все детали его формы можно рассмотреть. С одной стороны, это связано с неумением передать жизненные представления теми условными средствами, с которыми связаны все композиционные приемы в рисунке.

Развитие способностей и творческого начала у детей являются двумя взаимосвязанными задачами художественного воспитания, основанными на ознакомлении детей с окружающей действительностью. Дети практически постоянно вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать рисунок ребенка своеобразным, выразительным.

Для того чтобы развить у детей свободу творческого решения, следует научить их формообразующим движениям. Движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм. Сначала простых, а позже более сложных, во всех видах деятельности. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей, а затем в средней группе, тем легче и свободнее он будет в старших группах производить изображения любых предметов, проявляя творчество. Любое целенаправленное движение может быть совершено на основе имеющихся представлений о нем. Понятие о движении, производимым ребенком, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического восприятия.

Для развития детского изобразительного творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них восторг, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; используя в оформлении группы, созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий. Обдуманный подбор материалов для занятий. Размер бумаги для рисунков, соответствующий величине и пропорциям изображаемых предметов, цвет бумаги; продуманный выбор наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т. п. На всех занятиях важно улучшать активность и самостоятельность детей, пробуждать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Нужно подталкивать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали; вызывать ребенка для показа всем детям, как можно изобразить тот или иной предмет. Особое значение приобретает рассматривание созданных детьми изображений и их оценка.

Приобретенный детьми к этому возрасту опыт изобразительной деятельности, рассматривание созданных ими рисунков, как индивидуальных, так и коллективных, дает им возможность создавать самые разные картины, скульптурные изображения. Используя усвоенные знания, навыки и умения также позволяют им осознанно оценивать получившиеся изображения. Со временем от общей оценки «нравится», «красиво», нужно подводить детей к выделению тех качеств изображения, которые и составляют его красоту, вызывают ощущение удовольствия, для этого следует устремлять интерес детей на то, как выглядит созданное изображение: какова форма, величина, расположение частей, как переданы характерные детали. Задавая вопросы, воспитатель активизирует детей, направляет их интерес на качество изображения, его выразительность.

Творческая активность характеризуется интересом к художественной деятельности, увлеченностью ею. Говоря о художественных способностях, нужно помнить о том, что для их формирования требуется развитие таких психических процессов, как восприятие, образные представления и мышление, фантазия, а также внимание, память. Рост творческих способностей требует последовательного овладения ребенком навыками и умениями.

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития изобразительного творчества, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.

Структура изобразительной творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческой активности старшего дошкольника выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности. А именно понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе, желание активно включаться в творческий процесс, освоенность способов выполнения работ творческого характера, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.

Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном вилянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства изобразительно-выразительные средства.

Следующее важное условие развития творческих способностей – учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества.

Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, то есть применимым в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается в развитии творческой активности дошкольника в целом.

Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания – не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми.

Решающая роль в развитии творческих способностей ребенка отводится специальной микросреде, в которой формируется ребенок, и, в первую очередь, влияние семейных отношений.

Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:

1) гармоничность – не гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;

2) творческая – нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации;

3) общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;

4) ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижений или независимости».

Если в семье культивируется регламентация поведения, предъявляются одинаковые требования ко всем детям, существуют гармоничные отношения между членами семьи, то это приводит к низкому уровню креативности детей. Требование достижения успехов через послушание не способствует развитию независимости и, как следствие, креативности.

  Таким образом, под художественным творчеством детей дошкольного возраста, мы будем понимать создание субъективно нового (значимого для ребенка, прежде всего) продукта (рисунок, лепка, аппликация и т. д.); создание разных вариантов изображений; применение, усвоенных раннее, способов изображения или средств выразительности в новой ситуации.


01.07.2020; 18:20
хиты: 58
рейтинг:0
Профессии и Прикладные науки
образование
начальное образование
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь