Сюжетно-ролевые игры, их особенности, значение в воспитании и развитии детей. Структура сюжетно-ролевой игры, ее генезис. Методы руководства творческими, сюжетно-ролевыми играми. Направленность и руководство творческими играми на развитие игра как деятельности, овладение способами построения игры, формирование личности ребенка, детского игрового сообщества. Игры-драматизации, режиссерские и строительные, театрализованные игры как виды творческой игры, их особенности и развивающее значение.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, формой организации жизнедеятельности и основным средством всестороннего развития.
Начиная с младшего дошкольного возраста, дети проявляют интерес к игре. Однако они не владеют полностью игровыми навыками, в связи с чем детям очень интересно играть со взрослым. К среднему дошкольному возрасту, дети уже умеют играть друг с другом, одной из наиболее интересных для них игр является сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра направлена на развитие у дошкольников памяти, мышления, воображения и личности в целом. Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры заключается в том, что помимо взаимоотношений, которые диктуются детям сюжетом игры, между ними возникают и другие реальные и действительные. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, понимают, как они относятся к успехам и неудачам, учатся разрешать конфликтные ситуации. Игра помогает ребенку преодолеть свою робость и стеснение, формируют разнообразные навыки (трудовые, игровые, коммуникативные и т.д.), в зависимости от сюжета игры.
Сюжетно-ролевая игра учит детей самостоятельно устанавливать взаимоотношения с коллективом, развивает навыки продуктивного общения.
Игра может быть организована воспитателем, который объясняет детям сюжет, распределяет роли и руководит всем процессом игры. Так же игра может быть организована детьми самостоятельно. При самостоятельной организации игры, дети сами распределяют роли и следят за развитием сюжета. Игра может быть организована детьми по прочитанной сказке, просмотренному мультфильму, а также сюжет может быть придуман стихийно (например, игра в школу, больницу и т.д.).
В процессе сюжетно-ролевой игры, совместная игровая деятельности способствует формированию у детей организованности, ответственности, навыков самоконтроля и саморегуляции, согласованности с действиями других детей. Во время развития сюжета игры дети приобретают навыки планирования, творческого воображения, инициативности, активности, целеустремленности и т.д.
Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:
- Соблюдение правил.
- Социальный мотив игр.
- В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
- В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
- В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество.
- Развитие речи.
Структура сюжетно-ролевой игры.
- Центр игры – роль, которую берет на себя ребенок.
- Сюжет- больница, семья, магазин.
- Содержание
- Игровые действия – действия со значением, которые носят изобразительный характер.
- Воображаемая ситуация («как будто»)
- Правила игры – предписания, которые устанавливают логический порядок игры.
- Выигрыш (результат
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:
- развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
- использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру.
Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.).
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Игры делятся на две основные группы: драматизации и режиссёрские.
В играх драматизациях ребёнок исполняет роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербально и невербальной выразительности.
В режиссёрской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами».