В разных типах детского рисования и лепки образец занимает различное место. Чем более творческие задачи ставятся на занятии, тем менее уместны образцы в процессе работы, но тем большее значение имеют наблюдения детей до рисования и лепки, в особенности живого предмета. И чем менее творческим является рисование и другие занятия (например, помощь в поделке игрушки), тем более необходимо использовать образец.
образец может играть значительную роль, но важно чётко определить типы образцов, место и характер использования их в различных видах рисования и лепки.
Образцом считается тот объект, который служит предметом детского изображения. Образец может быть в виде натуры (сам предмет) и в виде изображения (картинка, фото, скульптура, игрушка). Последняя является и предметом детской игры и в то же время произведением изобразительного искусства. Образцом, наконец, может быть детский рисунок и рисунок воспитателя.
При выполнении ребёнком творческих заданий по собственному замыслу, если в группе находится изображаемый предмет (натура), он оказывает самое положительное влияние на работу. Дети ещё и ещё раз подходят к предмету, разглядывают, ощупывают и, взявшись за карандаш, с удвоенной энергией стремятся его изобразить.
Помогая памяти ребёнка и вдохновляя его, натура не служит моделью для срисовывания. Это не есть рисование «с натуры», а лишь рисование «при натуре».
Второй тип образца — произведение изобразительного искусства (картинка, скульптура, а также образная игрушка). Использование их как образца в процессе рисования, лепки различно в зависимости от типа занятий. Срисовывание готовой картинки, где образ уже решён художником, нецелесообразно, так как решение образа взрослым художником слишком далеко стоит от изобразительных возможностей ребёнка. Важно, чтобы картинка из-за отсутствием живого предмета в нужный момент помогла ребёнку вспомнить предмет, но не служила образцом для копирования.
Если картинка легко может стать материалом для копирования и тем повредить самостоятельному созданию образа, то скульптура и игрушка этой опасности для рисования не представляют. Давая реально объёмный образ, мы не освобождаем ребёнка от нахождения образа на плоскости. Это обстоятельство даёт возможность в нужный момент без опасения использовать их как образец. При лепке, наоборот, картинка, фото явятся безопасным помощником в нахождении образа. При таком решении вопроса за ребёнком сохраняется инициатива творческой работы.
Натура - предмет который изображается (геом. фигуры, муляжи плодов, овощей, игрушки, предметы быта, посуды, чучела животных не используются).
Изображение представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного восприятия предмета.
Задачи обучения: учить всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать своеобразие, и как можно более точно передавать в рисунке (лепке), учить детей сравнивать получаемое изображение с натурой.
Подбор натуры (рекомендации Раевой, Саккулиной). Начинать обучение с приближенно плоской фигуры (листья); затем предметы прямоугольных форм, с фронтальной стороны, что бы не был виден объём; простые предметы - игрушки с отчетливой обобщённой формой (утка, гусь, фрукты); мягкие игрушки но с отчетливым контуром (медвежонок, зайчик).
Требования к занятиям.
1. Рекомендуется устанавливать натуру так, что бы дети видели самую характерную сторону силуэта.
2. Устанавливать натуру на уровне глаз детей или чуть выше.
3. Желательно 3-4 предмета одинаковых, что бы дети их видели под определённым углом (т.к. дети сидят неодинаково по отношению к натуре)
4 .Столы удобно расставить в шахматном порядке.
5. Натуру нужно представить интересно, заинтересовать темой детей.
Перед исполнительной частью деятельности полезно наметить с детьми последовательность изображения, напомнить технику рисования и о необходимости сравнивать рисунок с натурой в процессе изображения.
Анализ работ предполагает оценивать их выразительность и точность передачи особенности натуры