пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Современные тенденции развития педагогической науки. Гуманистическая педагогика. Основные гуманистические теории (Дж. Дьюи, Т. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.)

Педагогическое знание (педагогика), как и любой феномен гуманитарного знания, неоднородно и изменчиво. Некоторые из этих изменений обладают направленностью (носят характер тенденций). К их числу относятся натурализация, технологизация, гуманизация, гуманитаризация и фундаментализация знания.

Отметим, что натурализация знания – практически неотъемлемое свойство любой системы представлений (в том числе, науки, искусства, политики, права), а ее аспектами являются:

· противопоставление познающего субъекта и познаваемого объекта (ученый изучает мир, но не наоборот);

· понятия об объектах – есть выражение их сущности, т.е. понятия представляют (репрезентируют) реальность;

· методы познания в различных науках едины, различаются лишь объекты их приложения;

· цель познания – в выявлении закономерных (устойчивых, универсальных) взаимосвязей между явлениями;

· сущность образования – в сохранении и передачи накопленных знаний поколения к поколению, как условие прогресса человечества.

Тенденция технологизации и повышения практической направленности знания ярко проявляется уже в XX веке, но ее возникновение относится ко времени промышленного переворота. Атрибутами знания-технологии являются:

· знание – есть способ достижения предвидимого результата, т.е. чего-то, имеющего значение для субъекта;

· сущность образования человека – в овладении функциями и алгоритмами, на которых основывается производство;

· ценность получаемого при применении технологии продукта должна подтверждаться рынком, т.е. он должен быть востребован;

· идеалом образования становится технологический процесс, обеспечивающий гарантированное достижение каждым учащимся социально- и производственно-значимых умений.

Гуманизация знания – процесс, в значительной мере противостоящий технологизации, сущностью которого является:

· признание прав и защита интересов человека в качестве абсолютных ценностей общества, государства и познания;

· переход от знаний-фактов – к знаниям-событиям, т.е. выявление в знании эмоционально-чувственной, коммуникативной и личностной первоосновы;

· стимулирование самоопределения и самореализации субъекта в процессе овладения новым знанием, опора на творческие, проблемные, проектные, игровые виды 

 дифференциация и индивидуализация процессов овладения знанием, учет возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей, создание равных условий для развития каждого (в том числе, лиц с особыми потребностями);

Гуманитаризация знания определяется приоритетами:

· ценность знания – в том, что оно служит путем к истине человеческого бытия, но не к достижению материальных благ;

· знание несоразмерно бытию, и поэтому различия: непонимание, незнание столь же важны, как и «позитивное» знание;

· знание и процесс его получения есть – открытие, событие, к которому нужно быть готовым, но которое нельзя предвосхитить;

· центральной для феномена гуманитаризации является категория смысла, воплощающая единство индивидуального и всеобщего, непосредственного переживания Истины;

· ключом к гуманитаризации образования является диалог, в котором все его участники признают свое ученичество в отношении к никогда непознаваемому Абсолюту.

Фундаментализация знания – осмысливается в нескольких аспектах: как противопоставление образовательной практики – массовой культуре и порожденному ей «мозаичному» представлению о мире; как преодоление технократического типа новоевропейской цивилизации и возвращение к религиозно-философскому способу понимания человека в мире; как придание знанию теоретичности и всеобщности. Средствами фундаментализации образования считаются:

· направленность образования на приобретение обобщенных знаний, мировоззренческих представлений, формирование общей культуры и развитие мышления;

· интеграция содержания отдельных предметов и дисциплин вокруг небольшого числа ключевых идей и смыслов (в первую очередь, философско-методологического и культурно-антропологического);

· выделение в содержании некоторого фундаментального ядра, вокруг которого выстраивается весь образовательный процесс;

· создание в образовании диалогической среды (пространства), стимулирование активности и самостоятельности учащегося, его творчества, коммуникации и развития.

Перечисленные тенденции действуют совместно, причем каждый элемент педагогической науки и практики представляет собой подвижное их сочетание. Настоящий курс представляет собой ориентированную на систему профессионально-педагогического образования попытку реализации перечисленных тенденций.

 

 

  1. Основные положения гуманистической психологии.

К направлению, называющему себя гуманистической психологией, принадлежат Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Шарлота Бюлер, Гордон Олпорт и другие.

Гуманистическая психология возникла как естественное развитие взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов в психической деятельности. К 1960-м годам среди представителей этой школы были такие влиятельные психологи, как К.Роджерс, Э.Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая психология настаивает, прежде всего, на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих личностных черт) как условия становления личности. Другой важный принцип – необходимость анализа личности как целого (холизм). Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т.е. описание собственно человеческих свойств на языке естественных наук (используемый ими пример – сведение любви к «сексуальной химии» или к биологическим инстинктам).

Вот три признака гуманистической психологии:

1. Гуманистическая психология – психология антиэкспериментальная, ее представителей объединяет отрицание экспериментов – любых, бихевиористских, когнитивистских и т. д.

2. Это – психология, которая вырастает и питается определенным направлением психотерапии – не связанным с идеями модификации поведения.

3. Гуманистическая психология делает акцент на человека, на его возможности и в этом смысле противопоставляет себя религии. Религия видит основной фактор, регулирующий поведение, в Боге, а гуманистический психолог – в самом человеке. Личность должна все делать сама, но ей важно помочь.

Гуманистическим является тот психолог, который считает себя гуманистическим, то есть в основе – характеристика его самосознания. Нет четких границ, но есть основные идеи – ориентация на целостного человека, на его развитие, раскрытие его потенциала, на помощь и устранение барьеров в этом развитии.

Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое;

Подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований животных для понимания человека (в отличие от бихевиоризма);

Гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения.

Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка, которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Она показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраняют достоинство в самых трудных условиях.

Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии и только естественно – научной детерминации. Игнорируя философские постулаты.

Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии 20 в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека.

Так появилась новая детерминация – психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей.

Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с обществом, так как социальное окружение может не только обогатить человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого, представители гуманистической психологии, старались изучать разнообразные механизмы общения, описывать сложность взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте.

  1. Позиция А. Маслоу.

    1. Особенности строения личности.

В качестве центральной характеристики личности выделяет иерархию уровней потребностей. Причем все потребности врожденные. Потребности в порядке их очередности: физиологические, безопасности защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации. В основе схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивирован потребностями, расположенными вверху. Ключевым моментом является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу все или ничего. Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей. Физиологические – биологическое выживание человека. Безопасности и защиты – организация стабильности, закон, порядок, предсказуемость событий, свобода от угрожающих сил (заинтересованность в долговременном выживании). Принадлежности и любви – привязанность с другими (семья или группа). Дефицитарная любовь – из-за недостатка чего-то, бинарная – ценность другого. Самоуважение – самоуважение (компетентность, уверенность, достижения, свобода) и уважение другими (престиж, признание, репутация, статус). Самоактуализация – желание человека стать тем, чем он может стать. Достигнуть своего потенциала.

    1. Принципы и направления развития личности.

Личность сравнивается с природным организмом. Это метафора, которую можно понять так: личность развивается сама, у нее есть собственные возможности для развития. Понятие развития личности как самодвижение, развитие, у которого есть, в самом субъекте, естественные движущие силы. Здесь слово естественный – значит, существенный для развития и саморазвития. В качестве движущих сил существования выделяет две мотивации: дефицитарную мотивация и мотивацию роста. Вторая рассматривается как движущая сила развития личности. Дефицитарные или Д-мотивы - единственной их целью является удовлетворение дефицитарных состояний (голод, опасность), она направлена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение. Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения. Второй тип мотивов – мотивы роста (бытийные мотивы, Б-мотивыметапотребности). Эти мотивы имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать наш потенциал. Они предполагают не столько возмещение дефицитарных состояний (то есть уменьшение напряжения), сколько расширение кругозора (то есть увеличение напряжения). Они приобретают актуальность только после того, как удовлетворены Д- мотивы. Примеры метапотребностей – целостность, совершенство, активность, простота, красота, доброта, истина.

  1. Представления К. Роджерса.

    1. Структура личности и поведение.

Фундаментальной предпосылкой теорий Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определения себя. В своей основной теоретической работе Роджерс определяет ряд понятий, из которых он развертывает теорию личности и модели терапии, изменения личности и межличностных отношений.

Поле опыта

Поле опыта уникально для каждого индивидуума; это поле опыта или "феноменальное поле" содержит "все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно сознанию". Оно включает события, восприятия, ощущения, воздействия, которых человек, может быть, не сознает, но мог бы сознавать, если бы сфокусировался на них. Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой, объективной реальности.

Первично внимание направляется на то, что человек воспринимает как свой мир, а не на общую реальность. Поле опыта ограничено психологически и биологически. Мы обычно направляем наше внимание на непосредственную опасность или на безопасное и приятное в опыте, вместо того, чтобы воспринимать все стимулы окружающего.

Самость

В поле опыта находится самость. Это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она кажется устойчивой. Это происходит потому, что мы как бы "замораживаем" фрагмент опыта, чтобы рассмотреть его. Самость — это организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации. Роджерс использует этот термин применительно к непрерывному процессу осознания. Самость или представление о себе есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.

Идеальная самость

Идеальная самость — это "представление себя, каким индивидуум более всего хотел бы располагать, которому он придает наибольшую ценность для себя". Как самость, это сдвигающаяся, изменяющаяся структура, постоянно подлежащая переопределению. Степень, в какой самость отличается от идеальной самости, - один из показателей дискомфорта, неудовлетворенности и невротических трудностей. Принятие себя таким, каким человек действительно является, а не таким, каким он хотел бы быть, — признак душевного здоровья. Образ идеальной самости, в той мере, в какой он сильно отличается от реального поведения и ценностей человека — одно из препятствий личному росту.

Конгруентность и неконгруентность

Конгруентность определяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Она описывает различия между опытом и сознаванием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, что происходит в вашем поле) и сознавание (то, что вы замечаете) более или менее одинаковы. Ваши наблюдения и наблюдения внешнего наблюдателя будут соответствовать друг другу.

Маленькие дети демонстрируют высокую конгруентность. Они выражают свои чувства сразу же, и всем своим существом. Когда ребенок голоден, он весь голоден, прямо сейчас!

Неконгруентность имеет место, когда есть различия между сознаванием, опытом, и сообщением об опыте. Человек, который по-видимому сердит (сжатые кулаки, повышенная интонация голоса, агрессивная стилистика), говорит, когда его спрашивают, что он совершенно не сердится. Она определяется как неспособность не только точно воспринимать, но и точно выражать свой опыт.

Неконгруентность между сознаванием и опытом называется репрессией. Человек просто не сознает, что он делает. Психотерапия работает по большей части с этим симптомом неконгруэнтности, помогая людям лучше сознавать свои действия, мысли и чувства, как они влияют на них самих и на других.

Неконгруентность между сознаванием и сообщением означает, что человек не выражает то, что он в действительности чувствует, думает или переживает. Такого рода неконгруентность часто воспринимается как лживость, неискренность, нечестность.

Инконгруентность может ощущаться как напряжение, тревожность, в более серьезном случае - как внутреннее замешательство.

Инконгруентность проявляется в таких высказываниях, как "Я не могу принять решения", "Я не знаю, чего я хочу", "Я никогда не могу остановиться на чем-нибудь определенном". Путаница возникает, когда человек не может разобраться в различных стимулах, которые к нему приходят.


03.05.2018; 21:45
хиты: 45
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь