пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Экзаменационный билет №25

.

 

  1. Русский антинигилистический роман. Причины появления жанра. Идейные установки авторов (на примере анализа одного из романов по выбору студента).
  2. Творчество Г.И.Успенского. Общая характеристика.
  3. Философия истории в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Образ народа. Кутузов и Наполеон.

 

1. Антинигилистический роман – вид общественно-политического романа, распространенного в русской литературе в 60-70-е годы 19 века и направленного против демократического и социалистического движения. А.р. возник как идеологическая реакция на поражение освободительного движения в период первой революционной ситуации в России (1859–1861 гг) Авторы изображали новых людей эпохи – разночинскую молодежь, как «нигилистов», отрицающих нравственные устои, эстетические идеалы, оторванных от «народной почвы». Русское освободительное движение рисовалось как беспочвенный заговор, руководимый лондонской эмиграцией или польскими агентами. Персонажи в А.р. нередко приобретали характер пасквиля (клеветнического сочинения с оскорблениями) на демократических деятелей (Н.Г.Чернышевского, Д.И.Писарева, В.А.Зайцева, Г.Е.Благосветова, В.А.Слепцова и др.).

К А.р. относятся романы А.Ф.Писемского «Взбаламученное море» (1863), Н.С,Лескова «Некуда» (1864), «Обойденные» (1863) и «На ножах» (1870-1871), В.П.Клюшникова «Марево» (1864), В.П,Авенариуса «Современная идиллия» (1865) и «Поветрие» (1867), Вс.Крестовского «Панургово стадо» (1869) и «Две силы» (1874) и др. Памфлетный образ нигилиста дан в романе И.А.Гончарова «Обрыв».

Изначально «Обрыв» был задуман Гончаровым как роман о художнике. Вопросы о роли искусства и художника в жизни общества, о поиске художественного отображения действительности, которые очень интересовали писателя, были отражены в нравственных исканиях одного из главных героев произведения – Райского. Но в окончательном варианте на первый план выдвинулся общественный конфликт.

Так, в своей критической статье «Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв» Гончаров, обращаясь к разъяснению понятия «долг», говорит о том, что «долг искусства – смягчать и улучшать человека». Но, чтобы достичь этой высокой цели, нужно осветить скрытые глубины жизни (требование реализма), обнажать ее основы и весь механизм», - тогда с осознанием явится и знание, как остеречься». Проецируя это суждение на действие романа, Гончаров заявляет: и драма Веры, история ее «падения, страдания и искупления» дана в назидание всем, кто,обнаружив неправду в старой жизни, собственными силами хочет доискаться новой правды, не зная твердо, где и как искать». На примере частной судьбы Гончаров изображает борьбу «старого» и «нового в жизни.

Русская критика восприняла это произведение как недоверие автора к нарождающейся в России «новой силе», так как Гончаров в своем произведении говорил о том, что нужно сохранять все жизнеспособное, проверенное временем, устойчивое, что выработала патриархальная традиция на протяжении истории.

В произведении действительно есть памфлетный образ представителя нарождающейся новой силы – нигилиста Марка Волохова .В нигилизме Гончаров видит прежде всего силу абсолютного разрушения, силу слепую, самонадеянную, циничную и завистливую, существующую лишь постольку, поскольку есть что разрушать, от чего отказываться.

Вся суть нигилизма раскрывается посредством «анализ падения», заявленного Гончаровым как одного из главных тем романа. Само же» падение» раскрыто на материале любви-вражды, сердечной и духовной распри Волохова и Веры.Распря завязывается вокруг вопроса: существовал ли когда-нибудь, существует ли в природе грех как таковой или за этим словом нет никакого содержания? Поскольку религиозная Вера убеждена, что всякая любовная связь мужчины и женщины, не освященная таинством брака, греховна, и поскольку Волохов, наоборот, убежден, что «грех» — лишь фантастическая выдумка приверженцев старины, спор приобретает даже некоторый богословско-философский оттенок. Аргументация Марка носит, так сказать, «естественнонаучный» характер… Птички небесные греха не знают. Звери и животные тоже над этим понятием голову напрасно не ломают. Пестики и тычинки живут 60–80 всяких покровов. Весь животный мир плодится и размножается без угрызений совести, только люди зачем-то придумали стыд и грех. Эти понятия — по Волохову — лишь «драпировка, те листья, которыми, говорят, прикрывались люди еще в раю…».

В вопросе любви для Марка главный авторитет — голубки, которые «сделают свое дело, выведут детей, а потом воротят носы в разные стороны». На этом вот голубином опыте зиждется и волоховская «теория любви на срок». Именно такую «срочную» любовь и предлагает он Вере, гордясь тем, что поступает без обмана.

Теория Волохова, какой бы легковесно-примитивной ни казалась она с первого взгляда, на самом деле не так уж проста.

Всякий разговор о родовом, семейном для Волохова — «глупость», «бабушкины убеждения». Семейно-родовые связи — страшные путы, препятствующие «свободной», «срочной» любви.

И Марк и Вера одинаково понимают, что семья — великая скрепляющая сила. Но Марку эта сила ненавистна. Пробуждающийся в Вере материнский инстинкт подсказывает ей противоположное убеждение: семья — благие узы. Брак, семья, дети — все это не менее естественно и «природно», чем стоящая у их истока страсть.

«Пойдем вместе туда, на гору, в сад», — зовет Вера своего искусителя. Совершенно ясно, что значит для нее гора, сад. Там — твердыня традиционного быта, там нерушимые заветы бабушки, там, наконец, церковь, куда Вера ходит молиться и где хотела бы венчаться со своим любимым.

Но все-таки не вверх они идут, но Волохов, как зверь добычу, увлекает Веру на дно обрыва. Верин грех — это скорее грех мысли, чем тела: стоя на страже любви древней, вечной, она поддается голосу любви «сегодняшней», «срочной».

Вера после «падения» вспоминает: «А Марк уверял, и Райский тоже(курсив наш. — Ю. Л.), что за этим… «Рубиконом» начнется другая, новая, лучшая жизнь! Да, новая, но какая «лучшая»!» .

Вера тяжело переживает свое падение, как и ее бабушка, которая думает, что ее не изживший себя грех перешел внучке и испортил ей всю жизнь. У нее опускаются руки, и даже Малиновка перестает быть райским садом. Таким образом, Гончаров показывает тлетворное влияние нигилизма на непоколебимые устои общества и частную жизнь людей.

 

 

2. Успенский был тесно связан с народнической идеологией, проповедующей теорию «объединенного социализма», в его произведениях отражены и народнические идеалы, и иллюзии, связанные с ними. Отметим и некоторую односторонность подхода автора к отображению - она связана с тем, что не ставится вопрос о социальных причинах тягот крестьянской жизни.

В 1862 году началась литературная деятельность Успенского в журнале «Ясная Поляна» Л.Н. Толстого.Он сотрудничает в разных изданиях, часть его очерков и рассказов печатается в «Искре», «Русском слове», «Современнике». УспеРассказы и очерки Успенского первой половины 60-х годов многочисленны и разнообразны по содержанию. Основной круг его тем — жизнь и быт чиновничества («Гость», «Эскизы чиновничьего быта», «Зимний вечер» и др.), мелкого трудового и мещанского люда городской провинции и обеих столиц («Народное гулянье во Всесвятской», «Старьевщик», «Бесприютные», «Дворник» и др.), первые произведения на деревенские темы («В деревне», «Побирушки», «Сельские сцены» и др.).нский сближается с Некрасовым, что способствовало его выходу как писателя на широкую литературную дорогу.Первым крупным произведением Успенского, обобщившим ранний опыт писателя и явившимся важным этапом в его творческом развитии, были очерки «Нравы Растеряевой улицы» (1866), начало которых появилось в «Современнике» незадолго до закрытия журнала. Они написаны на материале наблюдений за жизнью Тулы. Писатель с глубоким сочувствием рассказал о жизни городской бедноты — ремесленников, рабочих.В «Нравах...» сказались существеннейшие черты дарования Успенского как самобытного художника-реалиста — его острая наблюдательность, искусство диалога, рассказчика, сочный юмор, умение создавать обобщающие картины и образы.Крупнейшим произведением Успенского конца 60-х — начала 70-х годов явился цикл его повестей «Разоренье» — «Наблюдения Михаила Ивановича» (1869), «Тише воды, ниже травы» (1870) и «Наблюдения одного лентяя» (1871). Для Успенского в этом произведении характерно обращение к крестьянской жизни, к проблемам отношения передовой разночинной интеллигенции к народу.За границей писатель знакомится с Тургеневым. Их дружеские связи не прекращаются в течение всей жизни Успенского.Успенский в конце 70-х годов решает ближе узнать деревенскую жизнь. В 1877-м он все лето проводит в селе Сопки, Валдайского уезда, Новгородской губернии.Результатом наблюдений и изучения разных сторон крестьянской жизни явился цикл очерков, получивших название «Из деревенского дневника» (1877—1880). Фактические по своей основе, очерки давали глубокую обобщающую картину жизни пореформенной деревни. Очерки вызвали большую волну откликов т.к. писатель смело и правдиво раскрыл противоречия деревенской действительности, показал разложение крестьянской общины, на которую так много надежд возлагали народники, воссоздал картину пореформенного разорения деревни, малоземелья, растущего влияния кулачества и т.д. Очерки были ярким произведением и в художественном отношении: здесь проявилось мастерство писателя в обрисовке уклада жизни целых социальных слоев, искусство авторского повествования в сочетании с рассказами самих героев очерков. Начиная с очерков «Из деревенского дневника» крестьянская тема становится главной, определяющей в творчестве Успенского.Главнейшие очерки и рассказы 70-х годов Успенский объединил впоследствии в цикл «Новые времена, новые заботы». Под «новыми временами» писатель понимает пореформенную эпоху в России, новые явления в жизни различных слоев русского общества, разорение деревни, все более широкое развитие капитализма. Картины крестьянской жизни, проникновение в деревенскую глушь буржуазного предпринимательства рисуются в рассказе «Книжка чеков».новая творческая манера, характерная и для всего последующего творчества: сочетание художественного, образного показа действительности с публицистическими рассуждениями, доказательствами, комментариями. Излюбленным жанром писателя становится очерк, многоплановые циклы очерков и рассказов.Последующими главными циклами крестьянских очерков Успенского явились «Крестьянин и крестьянский труд» (1880) и «Власть земли» (1882); к ним тесно примыкает ряд отдельных очерков и рассказов: «Непорванные связи», «Равнение “под окно”», «Малые ребята», цикл «Без определенных занятий» и др. В этих произведениях писатель все глубже и разностороннее рисует современную деревню, расслоение крестьянства, дает меткие характеристики не только хищничеству кулаков, но и собственническим устремлениям, индивидуализму крестьянина-труженика. В произведениях этой поры и особенно во «Власти земли» Успенский стремится определить основные закономерности крестьянской жизни, быта, крестьянского миросозерцания. В результате писатель приходит к выводу, что определяющим здесь являются условия земледельческого труда, связь с землей — «власть земли» в широком смысле слова. Реалистическое мастерство Успенского в очерках о деревне, о русской пореформенной действительности поставило его в один ряд с выдающимися русскими писателями. Г.И. Успенский вскрыл истинные истоки русского крестьянства – «власть земли». Именно эта связь, по мнению писателя, определяет экономическую и духовную культуру, состояние народа, его мировоззрение, нравственную этику. «Власть земли» – положительное начало жизни. Во «власти земли» он видит тайну ментальности русского крестьянина.Он вводит в очерк «Власть земли» былину о Микуле Селяниновиче и Святогоре-богатыре. Успенский называет былину загадкой, в которой таится вся сущность народной жизни. Автор комментирует былину: богатырь, ухватившись обеими руками за мужицкую сумочку, не может оторвать ее от матери-сырой земли. Былина, по мнению автора, выражает понимание сущности народной жизни. Чем же объясняет Успенский любовь крестьянина к тяжелому труду? Тягой к земле, властью земли. Понимая непрочность патриархальных устоев в деревне, Успенский ценил почвеннические начала народного миросозерцания, видел возможность душевного исцеления человека, приобщения к ним. Его концепция народной жизни – это вера в возможность устройства справедливого и разумного общества, основанного на народном образе жизни, «где все живут в одних условиях труда».

Об очерках «Крестьянин и крестьянский труд» Тургенев писал, что у Успенского не одно знание деревенского быта... но проникновение в самую его глубь, художественное схватывание черт и типов.Важным произведением периода 1880-х годов явились очерки «Живые цифры» (1888), в которых ярко запечатлены образы тружеников деревни, продолжающих или цепляться за свой нищенский надел земли, или вынужденных уходить из деревни на заработки в город, на фабрики и заводы, на железные дороги. Очерки явились выдающимся достижением художественного метода Успенского — сочетания кропотливого исследования страстной публицистики с яркой образностью, с богатством речевых характеристик, тонким юмором.По мнению Успенского, потеря связи человека с землей несет и духовное оскудение, потерю исконной культуры. Психологические нюансы в поведении крестьян-отходников подтверждают это («Воскресенье в деревне»). Крестьяне едут в деревню, в родные, близкие места. Окружающие их картины вызывают чувство причастности к родной земле. Оно выливается в исконно русскую печальную песню, которую они поют: «Попила ли ты, моя г оловушка? Попила ли, погуляла?»

 

3. "Народная мысль", которую, по собственному замечанию, больше всего любил в романе Толстой, раскрывается в "Войне и мире" в двух аспектах: философском и нравственном. С позиции толстовской философии народ является движущей силой истории. Именно потому, что защищать свою страну стал весь народ, русские и одержали победу в Отечественной войне 1812 года. Наполеон не мог выиграть эту войну даже теоретически, так как сражался не с армией, а целым народом. В морально-этическом плане народ является, носи носителем лучших человеческих качеств, поэтому с народных позиций оцениваются абсолютно все события в романе. Оба эти аспекта неразрывно взаимосвязаны и дают автору критерий для оценки своих героев – близость народу, его судьбе и истории делит героев романа на две группы. Народ у Толстого - это и армия, и партизаны, и смоленский купец Ферапонтов, который готов поджечь свой дом, чтобы добро не досталось врагам. Это и мужики, которые не хотели продавать сено французам даже за хорошие деньги и жгли его. Это и москвичи, покидавшие свои дома, потому что нельзя было оставаться под властью врагов. Это и Марья Болконская, которая после смерти отца пришла в ужас, от предложения своей компаньонки Бурьен остаться в Богучарове и просить покровительства у французского генерала. Это и Ростовы, бросающие свои пожитки, чтобы найти место для раненых. В толстовском понимании народную душу отражали и Василий Денисов, и Кутузов, и Ростовы, и Болконские, и сам автор. Им свойственны сострадание и патриотизм - лучшие черты народного характера, которые наиболее ярко проявились в Отечественной войне.

КУТУЗОВ

Автор изобразил Кутузова простым человеком, скромным, но в то же время сильным и могучим. Он был един с русским народом, мог всегда поднять боевой дух солдат в минуты отчаяния. Речь главнокомандующего наполнена такими словами «красавица», » дружок», что показывает его доброту и чуткость. Он мил, любезен, улыбчив с окружающими людьми. Фельдмаршал часто говорил ласково с офицерами, а иногда и с солдатами. Например, он искренне сожалел о смерти своего старого друга Николая Болконского и высказал свои соболезнования его сыну Андрею.

Но мы видим героя не всегда добрым и приветливым. После Аустерлицкого сражения автор дает нам другой портрет полководца: раздражительный, злой, уставший. Он не хотел рисковать жизнями солдат и поэтому решился на проигрыш. Л. Н. Толстой показал Кутузова истинным патриотом, который сражался за родину и людей, а не за регалии.

НАПОЛЕОН

Лев Николаевич рассматривает его не с точки зрения праздного интереса, а во всем противоречивом размахе этой властолюбивой и грандиозной натуры. Гениальный полководец, мудрый правитель, он вызывает уважение не только в своей стране, но и за границей, в частности, в Российской Империи. Люди обсуждают его, многие считают гением, достойным восхищения. Но Толстой постепенно развенчивает легендарный образ французского императора. Прежде всего, он

без прикрас изображает его подвиги, полные не величия, а безобразия разрухи. На первый план выступает не целеустремленность этого человека, а его эгоизм, щедро приправленный тщеславием. Герои романа начинают видеть в нем «ничтожного человека». Внешность Наполеона лишь намекает на внутренний мир, еще более безобразный и пугающий. Император проявляет себя как зазнавшийся человек. Он постепенно теряет человеческие черты, в чем мы убеждаемся, когда он, например, выдавливает из себя «вид задумчивой нежности» перед портретом сына. Характеристика Наполеона – жгучий, ядреный памфлет против воинственного, тщеславного абсолютизма, выраженного в образе тирана и завоевателя.

 

 


12.01.2020; 19:04
хиты: 51
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь