пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Экзаменационный билет №22

  1. .Проблематика, идейная направленность романа И.А.Гончарова «Обломов». Споры вокруг главного героя.
  2. Поэма Н.А.Некрасова «Тишина». Тематика, проблематика, художественное своеобразие.
  3. Проблематика и идейный смысл романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

 

1. История создания романа И. А. Гончарова «Обломов». Произведение было задумано в 1847 г., а закончено в 1858 г. Столь долгий период работы над романом объясним ши­ротой охвата круга проблем, затронутых автором. Он каса­ется и социальной сферы, и нравственной, и даже фило­софской.

Проблема состояния общества как системы и его влияние на личность. В центральном образе романа автор представил основные проблемы переходной эпохи. Противостояние патриархальных устоев поместной жизни, на которых вос­питан Илья Ильич Обломов, вторжению новых порядков, следование которым становится единственной возможно­стью выжить в изменившемся мире, становится основой со­циально-психологического романа И. А. Гончарова. Автор ставит диагноз апатичному бездействию, от которого гибнет «чистое сердце», — обломовщина (суть этого явления подроб­но раскрывается в «Сне Обломова»). Здесь заявляет о себе и проблема взаимного развращения крепостных (Захар) и кре­постников (Илья Ильич Обломов). Это уклад русской пат­риархальной жизни, в котором много отрицательного — барство и паразитический образ жизни помещиков, но есть и положительное начало — покой и гармония, всеобщая любовь и ласка. Покой Обломова, по меткому замечанию М. М. Пришвина, «таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя». Идейный антипод Обломова — его друг Штольц — не видит своего существования без дела: «Труд — образ, со­держание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей». Не­умение трудиться, по мнению Ильи Ильича, свидетельствуето его избранности, принадлежности к господам. Но энер­гичность Андрея Штольца вызывает сомнения, т. к. его труд не имеет жизненного развития, протекает «в стране, где вся­кая деятельность, направленная на улучшение своего су­ществования, сопровождается чувством неправоты, и только деятельность, в которой личное совершенно сливается с де­лом для других, может быть противопоставлено обломовско­му покою».

Проблема выбора между рассудочностью и душевностью. Столкновение «прекрасного сердца» с «разумным расчетом» ставит еще один традиционный для русской литературы сложный выбор: чему отдать предпочтение — рассудку или чувствам? Друзья детства, несмотря на столь очевидную раз­ность в характерах и жизненных устремлениях, испытывают тягу друг к другу, представляя тем самым авторскую идею о необходимости гармоничного единства деловитости и сер­дечности.

Влияние прогресса на внутренний мир человека. Острым становится и вечный вопрос отчужденности и непонимания людьми друг друга, на фоне которого смысл исторического движения и стремительного прогресса начинает вызывать осторожные сомнения. В уста своего героя писатель вклады­вает потрясающий по своей внутренней глубине философ­ский вопрос: «В десять мест в один день — несчастный!.. И это жизнь!.. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»

Любовь-эксперимент и любовь-жертва. Любовь в жизни главного героя становится преображающим фактом, однако необходимость соответствовать требованиям, которые вы­двигает возлюбленная, пугает Обломова. Его внутреннему миру ближе становится чувство другой женщины, менее утонченной и образованной, зато способной на полное са­моотречение. Женские образы романа, Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына, противопоставляют друг другу два вида любви: головная рассудочность Ильинской, чувствующей себя Пигмалионом, который создает из Обло­мова свою Галатею и любит будущий результат своего экспе­римента, и сердечная жертвенность чувства вдовы Пшеницыной.

Роман не исчерпывается перечисленными острыми воп­росами, интересовавшими писателя, поэтому их вневремен­ной характер рождает интерес у современного читателя.Вокруг образа главного героя романа И.А.Гончарова "Обломов" было много споров и критических замечаний.Н.А.Добролюбов считал, что главные черты обломовского характера заключаются "в совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития..." В то же время критик отмечал, что "Облом не тупая, апатичная натура, без стремлений и чувства, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий." Далее Добролюбов пишет о том, что "ключом к разгадке многих явлений русской жизни служит "обломовщина", а в "типе Обломова и во всей этой обломовщине мы видим нечно более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни..." (Из статьи "Что такое обломовщина?")Не оставил без внимания роман Гончарова и его главный образ и А.В.Дружинин, который считал, что "Обломов и обломовщина: эти слова недаром облетели всю Россию...Они разъяснили нам целый круг явлений современного нам общества...Обломов, как живое лицо, достаточно полон для того, чтоб мы могли судить о нем в разных положениях, даже не замеченных его автором...он любезен нам как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно  покончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного человека и не научивши ни одного человека чему-нибудь скверному." (Из статьи "Обломов".Роман И.А.Гончарова).

2. поэма Некрасова "Тишина" тематика проблематика идейное своеобразие 
Своеобразным подступом к эпическому решению народной темы, можно считать небольшую лирическую поэму "Тишина" (1857), первую из поэм Некрасова, героем которой является народ. Основу повествования в ней составляют чувства и раздумья автора по возвращении на родину, только что пережившую героические и трагические события севастопольской обороны. Поэта охватывает чувство слиянности с родной природой, а размышления о народе освежающе действуют на его душу. 
Поэт уловил в "Тишине" историческую силу народа, которая, возрождаясь в минуты общенациональной опасности, способна сплотить его в историческое единство. Название поэмы говорит не только об отгремевших боях, но и о внутренней сосредоточенности народной Руси ("думу думает она"), возможно предвещавшей великие события будущего. 
"Тишина" — первая попытка Некрасова поставить в центр поэмы собирательный образ народа, но раскрыт этот образ скорее лирически, в нем нет отчетливо нарисованных народных типов и лиц, перед нами безымянная народная масса, "сыновья Руси". 
Тема произведения – любовь к родине, состраданье к людям, которые пережили военные события. Автор показывает, что места прекраснее, чем родные просторы не сыщешь по всей земле, утверждает, что нужно бороться за свободу и счастье своей земли и благо соотечественников. 
Поэму "Тишина" можно считать подступом к "крестьянским" поэмам Некрасова и потому, что именно здесь автор не только обретает способность сопереживания, что было и раньше, но растворяется в народной стихии, приобщается к народному мироощущению. 
Поэма «Тишина» - одно из немногих произведений Н. Некрасова, пестреющих художественными средствами. Для воспроизведения русской природы и передачи своих эмоций автор использует метафоры («ропот укоризны за мною по пятам бежал», «шепчет голос неземной», «Христос наложит руки»), эпитеты (чувство веры «чистое», аромат «смолистый»), сравнения («рожь кругом, как степь живая»). Трепетное отношение к Отчизне выражается при помощи риторических обращений, разбросанных по тексту. 
Произведение состоит из четырех частей (разделение соответствует содержанию), каждая из которых делится на куплеты. Н. Некрасов использует перекрестную и параллельную рифму, стихотворный размер – четырехстопный ямб. 
В стихотворение «Тишина» постепенно создается целостная панорама родины Н. Некрасова, в которой автор отображает природу, народ, историю, культуру и веру. 
 

 

3. Один из самых сложных и противоречивых романов Достоевского - «Преступление и наказание». О его нравственных уроках не перестают писать уже второе столетие. И это понятно. Такого проблемного, «идеологического» романа до Достоевского не писал никто. В нем раскрыто огромное множество проблем: не только нравственных, но и социальных, и глубоко философских. «Перерыть все вопросы в этом романе» - вот какую задачу ставил перед собой писатель. Причем все эти вопросы и проблемы органически вплетены в художественную ткань романа и не отделены от его сюжетных конфликтов и системы образов. И столько же, сколько идут споры о «Преступлении и наказании», длятся и споры о главном герое романа - Родионе Раскольникове. Невозможно однозначно определить отношение самого автора к своему герою. Достоевский наделил его наряду с непомерной гордостью и состраданием, и совестью, и жаждой справедливости. Теория Раскольникова - это хорошо продуманная теория. Она - не бред воспаленного сознания, не больные мысли душевно сломленного человека. Раскольников приводит реальные примеры, факты, и с некоторыми положениями в его теоретической статье нельзя не согласиться. С необыкновенной силой удалось Достоевскому обнаружить в романе опасность для человека, который стремится быть особенным. Огромная трагическая мощь романа, всестороннее разоблачение буржуазной идеи “сверхчеловека”, глубокое воспроизведение социальных условий жизни столичной бедноты, подлинный демократизм и гуманизм писателя, его сочувствие униженным и оскорбленным сделали “Преступление и наказание” одной из вершин реалистических романов XIX века. Но вопросы, которые волновали и мучили Родиона Раскольникова, — это одновременно и вечные, и старые, как мир, и новые, как завтрашний день, вопросы человека о мире, о счастье и смысле жизни. Роман “Преступление и наказание” был задуман вначале в форме исповеди Раскольникова, но на каторге Достоевский сталкивается с сильными личностями, которые повлияли на его дальнейшие рассуждения. Темой романа стало изображение нищеты униженных и оскорбленных людей, всего бесчеловечного. Проблемы, которые Достоевский показал в своем произведении, очень многочисленны. Это и социальные условия, и жизненные противоречия, ведущие к гибели человека, и взаимосвязь личности и общества, и нравственная ответственность за преступления, и проблема наполеонизма, и индивидуализм, и гуманизм, и закон и человек, и бунт и смирение, и бедность и нищета, и пьянство и проституция, и многое другое. В романе заложена идея столкновения двух идеологий, двух нравственных законов (ложного и истинного) и вытекающие отсюда нормы поведения. Достоевский много думает над “Преступлением и наказанием”, и наконец в окончательной редакции идея Наполеона полностью созревает. Итак, в творческом процессе, в вынашивании замысла “Преступления и наказания”; в образе Раскольникова столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Достоевский решает сохранить обе идеи, показать человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове, два противоположных характера поочередно сменяются. Так же мучительно искал Достоевский и финал романа. В одной из черновых записей значится: “финал романа. Раскольников застрелиться идет”, но это был финал только для “идеи Наполеона”. Писатель намечает финал и для любви. Когда сам Христос спасает раскаявшегося грешника: “Ведение Христа. Прощение просит у народа”. Но каков конец человека, соединившего в себе оба противоположных начала? Достоевский прекрасно понимает, что Раскольников не примет ни авторского суда, ни юридического, ни суда собственной совести. Лишь один суд примет Раскольников — “высший суд”, суд Сонечки Мармеладовой. Таким образом, идейный смысл романа подчинен главной и единственной задаче — воскрешению Раскольникова, избавлению сверхчеловека от преступной теории, приобщению его к миру остальных людей.

 

 


12.01.2020; 19:04
хиты: 51
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь