пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Экзаменационный билет №14

 

  1. Проблематика и образы поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
  2. Пьесы А.Н.Островского на историческую тематику. Причины обращения к истории. Анализ одной из пьес /по выбору студента/.
  3. Творчество В.М.Гаршина. Тематика, проблематика. Художественные особенности рассказов и повестей.

 

1. Главные герои и их характеристика

О героях «Кому на Руси жить хорошо» можно с уверенностью сказать, что они представляют собой законченную систему образов, которая упорядочивает и структурирует текст.

1. Семеро странников представляют собой бывших крепостных крестьян «из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Все они выдвигают свои версии, кому на Руси жить хорошо: помещику, чиновнику, попу, купцу, вельможному боярину, министру государеву или царю. В их характере выражено упорство: все они демонстрируют нежелание принимать чужую сторону. Сила, отвага и стремление к истине – вот, что их объединяет.

2. Главный герой – Гриша Добросклонов, семинарист, сын дьячка. По натуре он мечтатель, романтик, любит слагать песни и радовать народ. В них он рассуждает о судьбе России, о ее несчастьях, и в то же время о ее могучей силе, которая когда-то выйдет и сокрушит несправедливость. Хоть он и идеалист, его характер тверд, как и его убеждения посвятить свою жизнь служению истине. Персонаж чувствует в себе призвание быть народным вождем и певцом Руси. Он счастлив принести себя в жертву высокой идее и помочь своей отчизне.

3. Матрена Тимофеевна Корчагина – главная героиня, крестьянка, которую соседи зовут счастливицей за то, что она отмолила у супруги военачальника своего супруга (его, единственного кормильца семьи, должны были забрать в рекруты на 25 лет). Однако история жизни женщины раскрывает не везение или удачу, а горе и унижения. Она познала потерю единственного ребенка, гнев свекрови, каждодневный, изматывающий труд. Подробная характеристика Матрены и ее судьба описана в эссе на нашем сайте, обязательно посмотрите.

Проблематика.* В эпической поэме Некрасов затронул большое количество острых и злободневных вопросов того времени. Главная проблема в «Кому на Руси жить хорошо?» — проблема счастья, как в социальном, так и в философском плане. Она связана с социальной темой отмены крепостного права, которая сильно изменила (и не в лучшую сторону) традиционный уклад жизни всех слоев населения. Казалось бы, вот она, свобода, чего же еще надо людям? Это ли не счастье? Однако на деле получилось так, что народ, который в силу долгого рабства не знает, как жить независимо, оказался выброшенным на произвол судьбы. Поп, помещик, крестьянка, Гриша Добросклонов и семь мужиков — настоящие русские характеры и судьбы. Их автор описал, опираясь на богатый опыт общения с выходцами из простонародья.

* Проблема алкоголизма. Странники приходят к малоприятному выводу: жизнь на Руси настолько тяжела, что без пьянства крестьянин и вовсе загнется. Забытье и туман необходимы ему для того, чтобы хоть как-то тянуть лямку безысходного существования и каторжного труда.

* Проблема социального неравенства. Помещики годами безнаказанно истязают крестьян, а Савелию за убийство такого угнетателя исковеркали всю жизнь. За обман ничего не будет и родственникам Последыша, а их слуги вновь останутся ни с чем.

* Философская проблема поиска истины, с которой встречается каждый из нас, иносказательно выражена в походе семи странников, которые понимают, что без этой находки их жизнь обесценивается.

Несмотря на то, что поэма не закончена, главная мысль Некрасовым озвучена. Уже первая из песен «Пира во весь мир» дает ответ на поставленный в заглавие вопрос: «Доля народа, счастье его, свет и свобода, прежде всего!»

 

 

2. Познание жизни, ее правдивое реалистическое изображение, размышление над наиболее актуальными для общества и сложными вопросами — вот что должен преподносить публике театр, вот что делает сцену школой жизни. Художник учит зрителя мыслить и чувствовать, но не дает ему готовых решений. Эти идеи Островского нашли своеобразное преломление в его отношении к исторической драматургии. Драматург утверждал, что «исторические драмы и хроники развивают народное самопознание и воспитывают сознательную любовь к отечеству). Вместе с тем он подчеркивал, что не искажение прошлого в угоду той или иной тенденциозной идее, не рассчитанные на внешний сценический эффект мелодрамы на исторические сюжеты и не переложение в диалогическую форму ученых монографий, а подлинно художественное воссоздание живой реальности ушедших веков на сцене может явиться основой патриотического спектакля. Подобный спектакль помогает обществу познать себя, побуждает к размышлениям, придающим сознательный характер непосредственному чувству любви к родине. Островский понимал, что пьесы, которые он ежегодно создает, составляют основу современного театрального репертуара. Исторические пьесы Островского неоднородны по жанру. Среди них есть хроники — «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино», историко-бытовые комедии (очень непохожие друг на друга по своей поэтике)—«Воевода» и «Комик XVII столетия», психологическая драма «Василиса Мелентьева» (в соавторстве с С. Л. Гедеоновым). В высшей степени характерны для Островского два обстоятельства: то, что начинает он с хроники, и то, что выбирает эпизоды из истории Смутного времени. Этой эпохе посвящены все три его хроники. В исторических разысканиях Островского (а для своих пяти исторических пьес драматург не пожалел трудов в архивах) — признак особо напряженного интереса к происходящему, к животрепещущим вопросам, возникшим в канун и после реформы 1861 года, к роли разночинной интеллигенции, народничеству, к земскому народоправству. Именно с этими современными проблемами связано внимание драматурга к исконным ресурсам русской гражданственности и народного самоутверждения. Именно этим сегодняшним интересом объясняется и выбор исторических сюжетов. Островский нисходит к таким событиям, исход которых решался снизу, усилиями народных масс, понятых и возглавленных. И характерной для политических воззрений Островского является его своеобразная интерпретация героики вождя нижегородского ополчения, Минина-Сухорука, в одноименной пьесе («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», 1861). Первая хроника Островского «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» была завершена в 1801 году п появилась в январской книжке «Современника» за 1802 год. Созданная в период демократического подъема и повествующая о широком народном движении прошлого, она привлекла внимание современников и вызвала много споров. Критические суждения были высказаны и справа и слева. Консервативную критику не устраивало выдвижение на первый план народа и народного вождя, каким в пьесе предстает Минин. Кроме того, хроника Островского имела чрезвычайно нетрадиционный для того времени финал. Официозная историография и литература изображали этот эпизод как преддверие, пролог к «центральному» событию — избранию на царство Михаила Романова и основанию династии царствующего дома. Островский же заканчивал сценой сбора народного ополчения и выступления его на защиту Москвы от иноземцев. Критика осталась недовольна также тем, что у Островского ярко выражены религиозные мотивы, —это не соответствовало духу 60-х годов, казалось «ретроградным». Островский но поводу этих суждений весьма резко и не без полемического преувеличения пишет: «Неуспех «Минина» я предвидел и боялся этого: теперь овладело всеми вечевое бешенство, и в Минине хотят видеть демагога. Этого ничего не было, и лгать я не согласен. Подняло в то время Россию не земство, а боязнь костела, и Минин видел в земстве не цель, а средство. Он собирал деньги на великое дело, как собирают их на церковное строение...» (XI, 165). В пьесе Островского показана и социальная борьба, которая кипела в русском обществе Смутного времени. В изображении драматурга именно простой народ стремится к бескорыстной защите родины, а губит Россию не только иноземное нашествие, но и междоусобицы бояр, их корыстолюбие и готовность к предательству. II все-таки преобладающим мотивом, преобладающей идеей этой пьесы оказывается преодоление ВСЯКОЙ резни ВО имя защиты национального единства и независимости Руси. В художественном отношении первая хроника Островского имела в себе некоторые несовершенства. Фигура Минина была слишком сильно выдвинута на первый план. Пьеса, будучи, безусловно, хроникой по самому характеру художественной задачи (показать массовое

демократическое движение), в своей поэтике имела рудименты жанра трагедии (преувеличенная композиционная роль центрального героя, его обширные монологи)

3. В рассказах В.М. Гаршина были подняты проблемы целой эпохи. Разнообразие тематики позволило выйти за рамки автобиографичности или узости поднимаемых проблем, чему способствовало использование самоанализа и рефлексии в качестве главного художественного приема. Тематика произведений В.М. Гаршина разнообразна: тема войны, искусства и прекрасного, нравственного падения человека, мирового зла, самопожертвования (всегда одного уровня) и человеческой жестокости, женский вопрос(«Происшестви», «Над. Николаевна») и т.д. В этой связи наиболее известны: "Из воспоминаний рядового Иванова" (о жизни молодого барина, решившего не отделять свою судьбу от судьбы простых солдат и испытать все на собственном опыте), "Происшествие" (о любви к падшей женщине), "Красный цветок" (о сумасшедшем, который боролся с вселенским злом), сказка для детей «Лягушка-путешественница». В.М. Гаршин выбирает классические темы, которые, в свою очередь, воплощаются согласно мировоззрению писателя. Например, он переосмысливает такие понятия, как долг перед Отчеством, убийство во спасение ("Трус", "Из воспоминаний рядового Иванова", "Четыре дня"). Рассказы В.М. Гаршина затрагивают вечные темы: исторические события в них выступают как фон для раскрытия мыслей и чувств человека. Гаршинский героц-герой сотрадающий. «Война противна человеч. разуму, человеч. естеству события». Тема рассказа «Четыре дня»: человек и война. Такая тема не была оригинальным изобретением Гаршина, она довольно часто встречалась как в предшествующие периоды развития русской литературы (см., например, «военную прозу» декабристов Ф.Н.Глинки, А.А.Бестужева-Марлинского и др.), так и у современных Гаршину авторов (см., например, «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого). Гаршин внёс некоторые изменения в эту традиционную тему. Война изображается будничной. Он вывел тему «человек и война» за рамки темы «человек и история», как бы перевёл тему в другую проблематику и усилил самостоятельное значение темы. Гаршин-художник писатель, его творчество не имеет отношение к болезни.


12.01.2020; 19:04
хиты: 52
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь