пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Экзаменационный билет №11

 

  1. Образ «человека 40-х годов» в поэме Н.А.Некрасова «Саша». Художественное своеобразие поэмы. Особенности символики.
  2. Драматургия И.С.Тургенева. Тематика, проблематика. Анализ одной из пьес (по выбору студента). Мастерство Тургенева- драматурга.
  3. Пушкинская речь Ф.М.Достоевского («А.С.Пушкин. 1880»).

 

 

1.   В поэме «Саша» впервые проявилось стремление Некрасова к изображению эпических картин народной жизни и «врачующего простора» родной земли, способного помочь всем, кто утратил веру в себя, обрести душевный покой и надежду на возрождение. Лирический герой поэмы уподоблен блудному сыну, вернувшемуся к «матери-природе» «любящим сыном» с желанием покаяться за совершенные прегрешения и мольбой о прощении. И природа не осталась равнодушной к страданиям своего сына. Свершилось «чудо». У него «прибавилось сил», а «родная картина», совсем недавно «унылая» и «невеселая», вдруг предстала перед лирическим героем совсем иной: «...убогая нива / Вдруг просветлела, пышна и красива, / Ласковей машет вершинами лес, / Солнце приветливей смотрит с небес».
      Поэма была написана Некрасовым накануне общественного подъема, который наступил во второй половине 1850-х годов, и поэт одним из первых в русской литературе поставил вопрос о необходимости появления в стране новых общественных деятелей, которые в отличие от прекраснодушных мечтателей 40-х годов, оказавшихся нестойкими и непоследовательными в своих убеждениях, смогли бы претворить слово в дело. Решению этой проблемы и посвящено основное содержание поэмы, где рассказана история взаимоотношений обаятельной девушки Саши, живущей простой и естественной жизнью, и помещика Агарина, «вечного странника», лишенного твердых убеждений и оторванного от живых потребностей своей страны. Некрасову важно было показать, откуда могут появиться «новые люди» и как происходило формирование их убеждений.
      В повествование о знакомстве и встречах Саши и Агарина Некрасов включил евангельскую притчу о сеятеле, бросившем в благодатную почву семена и получившем богатый урожай.
      В представлении поэта такими же сеятелями являются те, кто распространял знания и сеял плоды просвещения. В этой роли в поэме выступает Агарин, а благодатной почвой становится чистая и незамутненная душа Саши. Юная героиня с пылкой восторженностью восприняла слова Агарина о правде и справедливости, о том, что придет время и «солнышко правды взойдет над землею», и попыталась в меру своих сил и возможностей начать действовать. И пусть пока ее деятельность очень скромна («Бедные все ей приятели-други: / Кормит, ласкает и лечит недуги»), но в будущем она обернется «пышным плодом». В своей поэме Некрасов (а вместе с ним, почти одновременно, и Тургенев в романе «Рудин») прозорливо предостерегал от слишком поспешного и категоричного обвинения представителей дворянской интеллигенции, «лишних людей», в бездеятельности и бесплодной мечтательности. При всем ироническом отношении к Агарину (и ему подобным) лирический герой поэмы должен был признать, что сеял тот «все-таки доброе семя!». И хотя свои слова и призывы Агарин так и не смог претворить в реальное дело, но они пробудили в Саше желание действовать, быть полезной и нужной людям. Недаром позднее активная деятельница революционного движения В. Н. Фигнер писала: «Поэма учила, как жить, к чему стремиться. Согласовывать слово с делом — вот чему учила поэма...»
      Что же молчит мой озлобленный ум?.. — Отголосок пушкинской оценки характера Онегина: «С его озлобленным умом, кипящим в действии пустом...».
      Весело въехал я в дом тот угрюмый... — Намек на поместье Некрасовых, находившееся в Грешневе. О «пустом» и «мрачном» грешневском доме Некрасов упоминает в стихотворении «Родина» (1846).
      Пар из отворенной риги валит... — Рига — хозяйственная постройка для сушки и обмолота снопов.
      ...Много видал я больших городов, / Синих морей и подводных мостов... — Подводными мостами называли туннели в Лондоне, проложенные под Темзой.
      Или какой чернокнижник-губитель? — Чернокнижник — колдун.

 

 

2. В истории русской драматургии И. С. Тургенев занимает значительное место. Он выступил со своими социально-бытовыми и социально-психологическими комедиями в середине сороковых годов... По характеру проявления конфликты тургеневских пьес можно разделить на 1)философско-психологические ("Неосторожность", где скрытые мотивы поведения персонажей объясняются нереализованностью устремлений и страстей действующих лиц); 2)любовно-психологические ("Где тонко, там и рвется", "Месяц в деревне", "Вечер в Сорренте" - пьесы, в которых взаимоотношения мужчины и женщины раскрывают сложность внутреннего мира человека); 3)социально-психологические ("Нахлебник", "Холостяк", "Провинциалка": в них действие построено на несоответствии общественного положения персонажа и внутреннего потенциала личности); 4)философско-бытовые ("Безденежье", "Завтрак у предводителя", "Разговор на большой дороге" - здесь в качестве источника драматизма выявляется воздействие быта на человека); 5)философско-эстетические (драматургические произведения 1860-х годов).Попытки внедрения в драматургию приемов физиологического очерка, которые делал в эти годы Тургенев, были важным звеном в разработке им новых форм драматического действия. Тургенева интересовали прежде всего социальные типы. Он стремился к острым бытовым характеристикам и к тому, чтобы создать полную иллюзию реальной жизни на сцене. «Сцены» Тургенева не случайно носят название, отражающее постоянное социально типическое положение героя. Юмор писателя направлен на ежедневный быт с его характерными ситуациями. Писатель черпает материал для комических эффектов из личных наблюдений.  Особенности поэтики пьес Тургенева: осложненная характеристика в них героев, противоречивость чувств, отказ от необычайных происшествий как основы сюжета, от эффектных монологов и реплик «под занавес».  Для пьесы "Нахлебник" Тургенев избирает тему о маленьком человеке, сохраняющем в своем зависимом положении человеческое достоинство. Главный персонаж пьесы Кузовкин и его друг Иван Кузьмич принадлежат к типу бедного, но честного и благородного дворянина. С остротой раскрыты в пьесе драматические переживания Кузовкина, всю жизнь вынужденного скрывать свою тайну - любовь к жене человека, в чьем доме он жил, а потом отцовское чувство к девушке, считавшей своим отцом другого. А когда тайна раскрылась, ему пришлось пережить страдания маленького человека, от которого хотят избавиться и дочь и ее муж - богатый барин. Но именно в Кузовкине, протестующем против недостойных насмешек над ним, хранящем в своем сердце глубокую любовь и привязанность к семье, в которой он жил, раскрывает Тургенев подлинную человечность. В комедии Тургенева ощутима не только связь с гоголевской традицией в изображении "маленького человека" и типов помещичьей провинции. Несомненна ее близость и к "Бедным людям" Достоевского. Социально-психологический комплекс переживаний Кузовкина, его переходы от униженности к сознанию своего достоинства, особенности его речи - все это напоминало читателю образ, переживания и язык Макара Девушкина. Работая с жанровыми формами Тургенев внес существенные изменения в их структуру. Все жанровые образования, к которым обращался писатель (романтическая драма, водевиль, светская комедия), имели ситуативную природу конфликта. Тургенев придал конфликтам своих пьес базовый характер. Это привело к разрушению строгих жанровых канонов. В пьесах Тургенева нет трагического героя - сильной личности, осознающей несовершенство мира и бросающего ему вызов. В них наличествуют только неразрешимые противоречия. Трагический мир без трагического героя - такая модель сценического действия характерна для театрального мышления ХХ века, основанного на трагикомическом ощущении бытия. Создавая драматургическую систему на основе базовой природы конфликта, Тургеневу удалось, синтезируя опыт театра предшествующих лет, проложить путь творческим открытиям будущего века.

 

 

3.

В июне 1880 года в Москве открывали памятник А.С. Пушкину. Первое общенародное торжество в честь поэта превратилось в грандиозный спор о будущем России, свидетельствовавший о глубоком общественном кризисе и надвигавшейся на Россию революции.

Расстановку сил на пушкинских торжествах обычно представляют как противостояние западников и славянофилов. Можно сказать чуть иначе: это была православно-национальная или, по словам Ф.М. Достоевского, «русская партия» и либеральная партия. Представители революционно-демократического крыла речей не произносили, а высказали свое мнение в печати после окончания торжеств.

Главным фаворитом торжества намечался Тургенев, признанный достойным преемником Пушкина и глашатаем либерального западнического крыла. Славянофилы в противовес пригласили Достоевского, а, как известно, Пушкин был его любимым писателем. Открытие памятника было назначено на 6 июня. Москвичи выкупали даже места у окон соседних домов, а для почетных гостей, среди которых были дети и внуки Пушкина, и даже его старенький камердинер, соорудили трибуны. Утром в храме Страстного монастыря митрополит Московский Макарий литургию и панихиду о рабе Божием Александре. Далее в Московском университете состоялось торжественное заседание, где ученые прочли свои доклады о Пушкине. Речь Тургенева ожидалась центральным событием праздника как триумфальная декларация либеральных идей русской интеллигенции. Однако его выступление 7 июня стало не только самым большим разочарованием, но и фактическим провалом либералов на пушкинских торжествах. Тургенев произнес абсолютно салонную речь, во многом повторяя Белинского. Пушкин – бесспорно, народный поэт, но на его формирование и творчество наложила отпечаток особенность русской истории. Однако Тургенев отделяет народность от нации как низшую и высшую ступени национального самосознания. А далее Тургенев отказал Пушкину в звании национального поэта, выразив надежду, что поэзия займет прежние позиции, и явится новый избранник, который превзойдет своего учителя и заслужит название

национально-всемирного поэта. Тургенев дает ответ истинного либерала: это «звание, которое мы не решаемся дать Пушкину, хоть и не дерзаем его отнять у него». Даже сторонники Тургенева были разочарованы: отрицания значения Пушкина как национального поэта, даже тени сомнения в этом значении никто не ожидал. Либералы попытались сгладить неприятное впечатление и от вывода, и от избитости речи. Мысль Достоевского движется по русской исторической канве. Петровские реформы раскололи русское общество, внеся разрыв образованного высшего класса от народа, и оттого обусловили закономерное появление в этом интеллигентом высшем обществе бездомного «скитальца», не имеющего родной почвы и национальных корней. Этот отрицательный тип, который Достоевский усматривает уже в образе Алеко и потом в Онегине, – тип сугубо русский, который уловила совершенно русская мысль Пушкина. Тип мирового страдальца -- явный намек Достоевского на западничество. Этот скиталец и есть тип того самого гордого человека. Создание типа «гордого человека» Достоевский приписывает Пушкину, и Пушкин же подсказал русское решение этого «проклятого вопроса» по народной вере и правде: «Смирись, гордый человек, и, прежде всего, сломи свою гордость». Народность Пушкина помогла стать ему национальным всемирным поэтом, и он превзошел тех европейских гениев, которых перечислял Тургенев, поскольку Пушкин, как истинно русский человек, воплотил в своем творчестве исключительно русскую способность «всемирной отзывчивости», то есть умение не «самобытно присваивать чужие формы», а вполне перевоплощаться в чужую национальность и воплощать гений чужого народа, на что оказались неспособны величайшие европейские писатели. Хорошо известно, какой шок вызвала речь Достоевского. Люди в зале ликовали, плакали, клялись в верности и братстве, кричали оратору: «Вы пророк, вы разгадали!», падали в обморок. Сам Тургенев пошел его обнимать. Иван Аксаков, который должен был выступать после Достоевского, отказался от слова, ибо все уже сказано, но его все-таки заставили выступить, когда публика немного утихла. Достоевский, победивший в этом историческом турнире, не только доказал всемирность и национальность Пушкина, но также указал и «пушкинский путь России». "Застольное слово о Пушкине" было произнесено Островским 7 июня 1880 года на пушкинском торжестве. Тогда же текст был передан редактору "Вестника Европы" М. М. Стасюлевичу. Островский рассматривает творчество Пушкина как исключительной важности историческое явление, в котором сказалась могучая сила русского народа. Великий драматург подчеркнул приоритет пушкинского реализма, сыгравшего решающую роль в развитии русского и мирового искусства. Речь Островского произвела сильное впечатление, что и было отмечено в журнальных и газетных отчетах о пушкинском празднестве. Островский работал над "Словом" напряженно, об этом свидетельствует его черновик. Во вступительной части драматург предполагал развить свой взгляд на искусство как на культурно-воспитательную силу, мощно влияющую на сознание простого человека. Однако, видимо, чтобы не перегружать речь общими рассуждениями, он частью устранил, частью сжал ее, придав "Слову" чеканную образную форму. Не вошедшие в "Застольное слово" мысли он подробно развил впоследствии в театральных "записках" 1881-1885 годов. «Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть»

 


12.01.2020; 19:04
хиты: 60
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь