пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Экзаменационный билет №6

.

 

  1. Н.Г.Чернышевский «Что делать?». Жанр романа. Художественные установки автора и их реализация.
  2. И.С.Тургенев «Отцы и дети». Образ Базарова. Споры вокруг Базарова и «новых людей».
  3. Рассказы А.П.Чехова до 1888 г. Тематика, проблематика, идейная направленность. Художественное своеобразие.

 

1.

Направление романа «Что делать» — социологический реализм, а жанр – утопия. То есть, правда и вымысел тесно соседствуют в книге и порождают смесь настоящего  и будущего .Именно поэтому он вызвал такой резонанс в обществе: люди болезненно восприняли перспективы, которые выдвинул Чернышевский.

Кроме того, «Что делать» — философско-публицистический роман. Этот титул он заслужил благодаря скрытым смыслам, которые исподволь внедрил автор. Он  использовал понятную всем литературную форму для распространения своих политических взглядов и выражения своих глубоких мыслей о справедливом социальном устройстве завтрашнего дня. В его произведении очевиден именно публицистический накал, освещены именно философские вопросы, а беллетристический сюжет служит лишь прикрытием от пристального внимания цензоров.

По своим художественным особенностям произведение отличается от всего, что было создано до него и после него. Прежде всего, следует отметить, что роман революционен как по форме, так и по содержанию. Тема борьбы, те-ма освобождения проходит красной нитью через весь роман, находя заключение в последней главе: торжестве революции. 
В этом произведении мы находим удивительное сочетание критическо-го реализма и революционного романтизма
. Никто ни до Чернышевского, ни после него не развивали этот жанр. Насколько же гениальным должен был быть Чернышевский, чтобы в годы страшного господства реакции, угадать великое и светлое будущее своего народа, предсказать революцию.Революционность романа прежде всего сказывается в образах героев. Его герои – люди созидающие, перешедшие от слов к делу
Герои Чернышевского – живые люди, но в то же время в них показаны все лучшие качества передовой молодежи, которые следовало развивать и со-вершенствовать.
 
Биография Рахметова помогает нам еще лучше понять основную мысль автора, что представители дворянства стали переходить на сторону народа, а значит и век угнетения не долог. 
 

Роман Чернышевского сыграл огромную роль в русской литературе и общественной жизни. Роман стал учебником жизни всей передовой молодежи. Он был воспринят как программа деятельности в общественной и личной жиз-ни. Как ни старались реакционеры уменьшить значение произведения, все же и они были вынуждены признать, что роман стал самым популярным произведе-нием русской литературы. 

 

2. Роман И. С. Тургенева отразил борьбу двух социально-политических лагерей, Выразителем идей революционной де-мократии стал Евгений Базаров, герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству. Герой эпохи 60-х годов — разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист по мировоззрению. В романе широко используется прием контраста: Базаров противопоставлен Павлу Петровичу, аристократизм одного — демократизму другого. Если для Павла Петровича важна прочность «основания ... общественного здания», то нигилист Базаров готов к его разрушению. Считая это исторической задачей своего поколения, он готов даже идти «против народа», точнее - его заблуждений и суеверий, патриархальной нравственности, национальных устоев, успевших, с его точки зрения, во многом устареть. Для Павла Петровича, напротив, интересы народа являются, как он утверждает, высшей ценностью, но по сути в своем мировосприятии он не идет дальше либерализма и требования уважения к личности. Если во времена его молодости эти «принсипы» были показателем прогрессивности, то теперь они взывают «полное и беспощадное отрицание» у молодого поколения нигилистов, как и любое существующее «постановление в современном ... быту, в семейном или общественном».Казалось бы, конфликт героев теперь обозначился как непримиримое противоречие, а сами они выглядят как полные антиподы. Но особенностью развития конфликта романа «Отцы и дети» является то, что две противоположные позиции - нигилиста Базарова и либерала Павла Петровича Кирсанова - оказываются сопоставимы по степени их догматичности, односторонности и узости, отклонения от естественной нормы человеческой жизни, а следование им приводит каждого из «антиподов» к одному и тому же финалу - трагическому одиночеству. Конечно, для Базарова и Павла Петровича этот финал реализуется по-разному (Базаров умирает, а Павел Петрович живет в Англии, хотя писатель подчеркивает, что некогда бравый боец с нигилистом стал похож на мертвеца), но тем не менее у этих героев появляется и определенное сходство.Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний (а это вообще типично для романов этого автора). Он испытывает Базарова и дружбой, и любовью, и смертью. Тургенев как бы со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях. И если любовь к Одинцовой, женщине умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, побеждает принципы нигилизма (ведь Базаров называл любовь «белибердой», презрительно относился к идеальным, романтическим чувствам, признавал любовь только физиологическую: «Нравится тебе женщина, так возьми ее!» Сам же, влюбившись, вдруг почувствовал романтика в самом себе), то в предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза.. Роман «Отцы и дети» вызвал оживленную полемику в различных слоях русского общества, он стал объектом идейной и политической борьбы между различными журналами 60-х годов.В процессе этой дискусии журналы консервативного направления («Русский вестник», «Время») столкнулись с либеральными («Отечественные записки», «Библиотека для чтения»). Редактор «Русского вестника» М. Н. Катков в статьях «Роман Тургенева и его критики» и «О нашем нигилизме (по поводу романа Тургенева)» утверждал, что нигилизм — общественная болезнь, с которой надо бороться путем усиления охранительных консервативных начал; что занятия «новых людей» естественными науками — дело несерьезное и праздное; наконец, что «Отцы и дети» ничем не отличаются от целого ряда антинигилистических романов других писателей. Своеобразную позицию в оценке тургеневского романа и образа его главного героя занял Ф. М. Достоевский. По Достоевскому, Базаров — это «теоретик», находящийся в разладе с «жизнью», это жертва своей собственной, сухой и отвлеченной теории. Иными словами, это герой, близкий к Раскольникову. Однако Достоевский избегает конкретного рассмотрения теории Базарова. Он верно утверждает, что всякая отвлеченная, рассудочная теория разбивается о жизнь и приносит человеку страдания и мучения. Но о причинах порождения этих теорий, об их социальной обусловленности он не говорит. Таким образом, Достоевский сводит всю проблематику романа к этико-психологическому комплексу, заслоняет социальное общечеловеческим, вместо того чтобы вскрыть специфику того и другого.

 

Новых—деятельных—героев стали называть «новыми людьми» вслед за Н.Г.Чернышевским, который так назвал положительных героев своего социального романа «Что делать?».

 

В романе «Отцы и дети» представлен «новый человек» — Базаров. Правда, Тургенев называет его «нигилистом» и подробно объясняет, что подразумевает под этим иностранным словом. Услышав его в первый раз, Николай Петрович говорит: «Это от латинского nihil — ничего... это слово обозначает человека, который ничего не признаёт» (V). Аркадий тут же уточняет: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип» (там же). Иными словами, неверно, что Базаров ни во что не верит, он доверяет «опыту», «дельной истине», то есть в «принсипы» не верит, а в лягушек верит. Д.И.Писарев, которого по общественно-политическим взглядам следует отнести к реальным (а не литературным) нигилистам, одобряет подобные убеждения Базарова: «Тут-то именно, в самой лягушке-то, и заключается спасение и обновление русского народа» («Мотивы русской драмы», X). В естественных науках, поясняет свою мысль критик, фразы и авторитеты ничего не значат, здесь нужны опытные доказательства, а их умеет найти только тот учёный, который «будет жить полной умственной жизнью и смотреть на вещи рассудительно и серьёзно» (там же).

 

3. Чехов начал писать в 80-е годы – время роста капитализма, усиливающихся позиций буржуазии в обществе, эксплуатации ими рабочих и ухудшения положения крестьян, обманутых реформой 1861. Большую популярность набирают юмористические журналы, помогающие разобраться в течении будничной жизни(«Осколки», напр.)

Первый печатный рассказ «Письмо донского помещика Степана Владимировича N к ученому соседу д-ру Фридриху" появился в № 10 журнала "Стрекоза" за 1880 год. В нем начинающий писатель безобидно смеется над невежеством и дикостью донских помещиков-степняков. Содержанием большинства ранних рассказов Чехова являются мелочи обывательского существования("Женщина без предрассудков" (1883), "Не в духе" (1884) и др.)

В рассказе "Барин и барышня" писатель создает образ самодовольного чиновника, хамски попирающего достоинство бедной девушки. Его сытая, лоснящаяся физиономия выставлена писателем на осмеяние..

В первые три года творчества Чехов создает такие образцы юмористики, как "Жалобная книга", "С женой поссорился", "Хирургия", "Налим", "Экзамен на чин", "Не в духе" и др.

В литературной судьбе Чехова большую роль сыграл Н.А. Лейкин (редактор юмористического журнала "Осколки). В "Осколках" печатаются многочисленные рассказы писателя: "Случаи mania grandiosa", "Ушла", "На гвозде", "Барин и барышня", "Торжество победителя", "Загадочная натура", "Случай с классиком", "Герой-барыня", "Дочь Альбиона" и др. Чехов в этих рассказах обличает серость и мелочность жизни чиновничества, лакейскую услужливость людей, воспитанную полицейским режимом.

В первое пятилетие творческого пути Чехов формировался как писатель-юморист, разрабатывающий жанр маленького рассказа. Темы :традиционные рассказы -- святочные, пасхальные, рождественские, свадебные, дачные. Веселый Антоша Чехонте высмеивал обывателей, их пошлость, мещанские привычки.

1886 год –переломный для Ч., ведь он издает "Пестрые рассказы"- итог сделанному за пять лет,. Чехов пишет и печатает в 1886--1887 годах замечательные своим комизмом рассказы "Оратор", "Произведение искусства", лирические шедевры "На пути", "Святой ночью", "Верочка", рассказы с большим общественным содержанием -- "Враги", "Мечты", "Каштанка".

С 1886 г. — года начала сотрудничества Чехова в суворинской газете «Новое время»..

Тема столкновения человеческого сознания с непонятной Жизнью и человеческого существования с враждебной ему Судьбой остается и в этот период одной из излюбленных тем Чехова. Если в таких рассказах, как «Гриша» (1886) или «Каштанка» (где живым и мыслящим сознанием, по-своему познающим мир, наделяется собака; 1887), драматизм описанной ситуации существенно смягчен и потому не сразу очевиден для читателя, то в таких маленьких шедеврах, как «Тоска»( Иона теряет сына, но ему никто не может посочувствовать, в итоге он делится с лошадью своим горем) (1886) и «Ванька» (1886) (мальчик, попавший на службу к жестокому сапожнику, просит в письме деда забрать его , но указывает неверный адрес и продолжает страдать), он намеренно подчеркивается, через них нам открывается вселенское страдание.

Теме опровержения суровой и страшной Жизнью идеальной мечты героя посвящены рассказы «Мечты» (1886), «Володя» (1887). По-своему преломляется тема одиночества в рассказах о любви: «Егерь» (1885), «Шуточка» (1886), «На пути» (1886), «Рассказ госпожи NN» (1887), «Верочка» (1888). Любовь изображается Чеховым как нежное, поэтическое чувство, которое всецело ограничено сферой внутренних переживаний героя, бессильных «перейти в жизнь» и так или иначе укрепиться и реализоваться в ней. В особую группу выделяются также рассказы «Почта» (1887), «Счастье» (1887), «Свирель» (1887), изобилующие описаниями природы, которые не просто составляют в них необходимый фон повествования (как в большинстве чеховских рассказов, где «вкрапления» природных описаний встречаются постоянно), а являются фундаментом всей смысловой и композиционной постройки произведения.

 

 


12.01.2020; 19:04
хиты: 53
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь