пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Экзаменационный билет №5

 

  1. Н.Г.Чернышевский «Что делать?». Проблематика и идейный смысл. Образы «новых людей». Теория «разумности эгоизма».
  2. Цикл сатир М.Е.Салтыкова-Щедрина 70-х – 80-х годов. Тематика. Проблематика. Общая характеристика.
  3. Трилогия Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Проблемы формирования личности. Особенности психологизма Толстого.

 

1. Проблематика в романе «Что делать» оказалась болезненно актуальной и злободневной: автор затронул проблему социального и гендерного неравенства, злободневные политические проблемы и даже несовершенства менталитета.

Женский вопрос. Проблемы в романе «Что делать», прежде всего, касаются женщин и их социальной неустроенности в реалиях царской России. Им некуда пойти на работу, нечем прокормить себя без унизительного брака по расчету или еще более унизительного заработка по желтому билету. Положение гувернантки немногим лучше: хозяину дома никто ничего не сделает за домогательства, если он знатный человек. Так и Вера пала бы жертвой похоти офицера, если бы ее не спас прогресс в лице Лопухова. Он по-другому относился к девушке, как к равной. Это отношение и является залогом процветания и независимости слабого пола. И дело тут не в феминизме, а в банальной возможности обеспечить себя и семью на случай, если с замужеством не получилось или умер муж. На бесправие и беспомощность женщин сетует писатель, а не на недооцененное превосходство одного пола над другим.

Кризис монархии. Еще со времен восстания на Сенатской площади 1825 года идеи о несостоятельности самодержавия зрели в умах декабристов, но народ тогда не был готов к переворотам такого масштаба. Впоследствии жажда революции только укреплялась и с каждым новым поколением становилась сильнее, чего нельзя было сказать о монархии, которая боролась с этим инакомыслием, как могла, но, как известно, к 1905 году пошатнулась сама, а в 17-ом уже добровольно сдала свои позиции Временному Правительству.

Проблема нравственного выбора. Кирсанов сталкивается с ней, когда осознает свои чувства к жене друга. Вера постоянно ощущает ее, начиная с неудавшегося «выгодного брака» и заканчивая отношениями с Александром. Лопухов тоже стоит перед выбором: оставить все так, как есть, или же поступить по справедливости? Все герои романа «Что делать» выдерживают испытание и принимают безупречное решение.

Проблема нищеты. Именно удручающее материальное положение приводит мать Веры к моральной деградации. Марья Алексеевна заботится о «реальной грязи», то есть думает, как выжить в стране, где ее ни во что не ставят без титула и богатства? Ее мысли обременяют не излишества, а заботы о хлебе насущном. Постоянная нужда свела ее духовные потребности до минимума, не оставив для них ни места, ни времени.

Проблема социального неравенства. Мать Веры, не щадя чести дочери, заманивает офицера Сторешникова, чтобы сделать его своим зятем. В ней не осталось ни капли достоинства, ведь она родилась и жила в жесткой иерархии, где те, кто ниже, — бессловесные рабы для тех, кто выше. Она почтет за счастье, если хозяйский сын обесчестит ее дочь, только бы он женилсz после этого.

Образы «новых людей». Герои романа — люди, вышедшие из разных слоев общества, в основном студенты, которые занимаются естественными науками и “рано привыкли пробивать себе дорогу своей грудью”. 
Работа во имя революции становится единственным, всецело поглощающим делом. Главные герои романа — Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна — являются представителями людей нового типа Они, казалось бы, не делают ничего такого, что превышало бы обыкновенные человеческие возможности. Это обыкновенные люди, и такими людьми признает их сам автор; данное обстоятельство чрезвычайно важно, оно придает всему роману особенно глубокое значение. 
Выдвигая в качестве главных героев Лопухова, Кирсанова и Веру Павловну, автор тем самым показывает читателям: вот такими могут быть обыкновенные люди, такими они и должны быть, если, конечно, хотят, чтобы их жизнь была полна счастья и наслаждения. Желая доказать читателям, что они действительно обыкновенные люди, автор выводит на сцену титаническую фигуру Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет-“особенным”.

2. После закрытия журнала «Современник» (1866) Салтыков-Щедрин перешел в преобразованные «Отечественные записки». Там были опубликованы все произведения сатирика 70-х — начала 80-х годов, в том числе и сатирический цикл «Помпадуры и помпадурши», начатый им ранее (1863 — 1874). Эти очерки, а также и последующие циклы, называемые иногда общественно-сатирическими романами («Господа ташкентцы», 1869—1872; «Дневник провинциала в Петербурге», 1872; «Благонамеренные речи», 1872—1876 и др.), посвящены, прежде всего художественному исследованию тех изменений, которые произошли в русской общественной жизни, политике, психологии после 1886 г., то есть в пореформенное время. Салтыков-Щедрин приходит к выводу о внешнем характере этих изменений.  В «Помпадурах и помпадуршах» на материале предреформенной и пореформенной действительности поставлена та же проблема. Оказалось, что и после 86 г. никаких изменений не произошло. Новые порядки носили такой же откровенно антинародный характер, как и прежние. Старые администраторы, которых писатель иронически называет помпадурами ‘, и помпадуры вновь назначенные удивительно похожи друг на друга. Среди действующих лиц цикла есть герои из других литературных произведений. Салтыков-Щедрин как бы «оживляет» Рудина, Лаврецкого, Райского, Волохова: они у него являются представителями либеральных веяний. Но их либеральные высказывания надоедают очередному помпадуру, и он заменяет их Скотининым, Ноздревым, Держимордой. Впрочем, и сам либерализм бывших «лишних людей», дворянских интеллигентов, весьма относителен. И в дальнейшем творчестве писатель будет продолжать подобное использование известных литературных персонажей (Чацкого, Молчалина, Глумова и др.). Этот прием помогал сатирику ярче и доходчивее показать нестойкость и поверхностность дворянского вольномыслия. Проблематика еще одного сатирического цикла Салтыкова-Щедрина — «Господ ташкентцев» является продолжением и развитием постоянной мысли писателя о гнилости основ современного ему общества, о его вырождении и обреченности. Щедрин обогащал метод критического реализма, раскрывая диалектику формирования отрицательного героя, показывая многообразное воздействие на него социальной среды, общественного мнения, господствующей психологии. Новые тенденции, проявившиеся в русской пореформенной жизни, нашли всестороннее раскрытие в очерках Салтыкова-Щедрина, объединенных названием «Дневник провинциала в Петербурге». Повествование ведется от имени некоего Провинциала, который, приехав в Петербург, предполагал найти в столице центр просвещения, образованности и вольномыслия, а находит торжество хищничества, цинизм, разврат, разгул реакции и предательство. Писатель с великолепным мастерством использовал здесь форму пародии, которая становится одним из главных стилеобразующих факторов его сатиры. Гневный смех, язвительная ирония, сарказм — таковы чувства, которые владели автором, когда он создавал блестящие пародии на взгляды, идеи, понятия реакционеров, мечтающих о возвращении крепостнических порядков, предлагающих вовсе запретить науку, культуру, образование, даже те куцые «свободы», которые возникли в русской жизни в результате буржуазных реформ. Так, например, возникает проект «О расстрелянии и благих оного последствиях», в котором предлагается уничтожить «всех несогласно мыслящих». Не менее едко высмеивались в «Дневнике…» и либералы, иронически называемые автором пенкоснимателями. Мастерство писателя проявилось в создании широкой панорамы петербургской жизни, включающей в себя биржевую игру, сцены, происходящие в ресторанах, театрах, ученых заседаниях, редакциях газет. В русской литературе 70-х годов произведения Салтыкова-Щедрина, построенные по принципу обзорности, можно сопоставить с сатирической поэмой Некрасова «Современники». Для сатиры Некрасова и, Салтыкова-Щедрина характерны не только широта показа пореформенной жизни, но и многоплановость, контрастность, демонстративное столкновение разных типов русской жизни, а отсюда — разных манер повествования, даже парадоксальность сюжетных ситуаций, дающих представление о резких противоречиях как самой действительности, так и ее представителей. Разоблачение капиталистического хищничества становится центральной темой для всего творчества писателя 70-х годов. Оно неразрывно переплетается с изображением вырождения дворянства. Эта проблематика, отражавшая реальную жизненную ситуацию, уже была представлена в русской литературе (у Островского, Некрасова, Достоевского), но у Салтыкова-Щедрина она выражена особенно остро и рельефно в цикле «Благонамеренные речи». Облик нового хищника детально воссоздавался в рассказе «Столп». Сатирические циклы Салтыкова-Щедрина 70-х годов, в которых были уловлены важные тенденции пореформенной русской действительности, являются блестящим примером художественной разработки главной темы писателя: разоблачения основ собственнического общества, его экономики, политики, психологии, быта, нравов, морали.

 

3. Толстой задумал создать роман о духовном развитии человека. Главный герой трилогии духовно близок автору, наделен автобиографическими чертами. В созданных им образах обнажается внутренняя жизнь человека - сложный, противоречивый процесс, обычно скрытый от посторонних глаз. Иртеньев Николенька (Николай Петрович) - главный герой, от лица которого ведется повествование. Дворянин, граф. В трилогии показывается процесс внутреннего роста и становления личности Н., его взаимоотношения с окр. людьми и миром, процесс постижения действ-сти и самого себя, поиск душевного равновесия и смысла жизни. Н. предстает перед читателем через свое восприятие разных людей, с кот. так или иначе сталкивает его жизнь. «Детство». В повести Н. десять лет. Среди его доминир-х черт-застенчивость, доставляющ. герою множество страданий, желание быть любимым и самоанализ. Герой знает, что внешностью он не блещет и на него даже находят минуты отчаяния: ему кажется, «что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами». Знакомство с героем происх-т в момент его пробужд-я, когда его будит гувернер Карл Иваныч. В повести происх-т несколько больших (смерть матери, переезд в Москву и в деревню)и малых (день рождения бабушки,гости,игры,1-е любовные и дружеские увлечения и пр.)событий, благодаря кот. писателю удается глубже заглянуть в душу героя. Прекрасно передавая детскую психологию, Т изображ-т маленького Н. остро восприн-м не только окр. природу, но и по-детски живо и непоср-но откликающимся на беды близких ему людей. Так, он сочувствует гувернеру Карлу Ив-чу, кот. решил уволить его отец. Детство Н.-время макс. жизн-й полноты и гармонии, беззаботности и силы веры, невинной веселости и беспред-й любви- рисуется писателем с чувством нескрыв-го умиления. «Отрочество» начинается для него со смерти матери. Взрослого Н. начинают посещать вопросы о жизни других людей. Импульсом к этому стан-тся разговор с воспитывающ-ся вместе с Иртеньевыми дочерью подруги матери Мими Катенькой, кот. говорит о разнице между ними: Иртеньевы богаты, они же с матерью бедны. Героя теперь занимает, как же живут другие. Для писателя чрезвыч. важен-и с психологич-й,и с нравств-й точки зрения этот процесс постепенного размыкания индивидуалистической замкнутости на себе одном, хотя в повести он не оценивается им как грех, поскольку детский эгоизм, по его мнению, —следствие восп-я в аристократич-х семьях. Усложн-ся отн-я Н. и с др. людьми, прежде всего с родным братом Володей, кот. старше его всего лишь на год и несколько месяцев, но и этот разрыв кажется гораздо большим: брат неудержимо удаляется от Н., вызывая в нем горькое чувство утраты, ревность и пост. желание заглянуть в его мир (сцена разгрома Н. коллекции украшений брата, кот. он опрокидывает вместе со столом). Резче и противор-ее стан-ся его приязни и неприязни, его самоощущение, подробно анализир-е автором. Герой так описывает свой облик: «Я гораздо ниже ростом Володи, широкоплеч и мясист, по-прежн. дурен и по-прежн. мучусь этим, Я стар-сь каз-ся оригин-м. Одно утешает меня: это то, что про меня папа сказал как-то, что у меня умная рожа, и я вполне верю в это». «Юность». Н.-почти17.Он неохотно готовится к универс-ту. Гл. его увлеч-е-стремл-е к нравственному усовершенствованию, кот. дает теперь пищу не только уму пробуждая новые мысли, но и чувству, побуждая к деят-му его осущест-ю. Герой трезво осознает резкое противоречие между замечательными планами нравств-й деятельной жизни и теперешним ее «мелочным, запутанным и праздным порядком». Мечтания пока заменяют реальность. В основе их, как сообщает герой, 4чувства:любовь к воображаемой женщине; любовь любви, о есть желание быть любимым; надежда на необыкн-е, тщеславн. счастье и ожидание вследствие этого чего-то волшебно-счастливого; отвращ-е к себе и раскаяние, состоявшие в ненависти к прош-му и страстном желании соверш-ва. Герой составл. жизнен. правила и старается следовать им. Герой поступает на матем-й ф-т универс-та, отец дарит ему дрожки с лошадью, и он проходит 1-е искушения сознания собств-й взр-сти и самостоят-сти, кот. приводят к разочар-ю. Читая романы и сравнивая себя с их героями, Н. начинает стараться соответств-ть ряду условий: отличное знание фран. языка, особенно выговор, длинные и чистые Финал повести — провал Н. на экзамене по матем. и отчисл-е из унив-та. Герой снова реш-т писать правила жизни и никогда не делать ничего дурного.

 


12.01.2020; 19:04
хиты: 52
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь