пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Экзаменационный билет №4

 

  1. Русский очерк 50-60-х годов. Авторские установки и художественное своеобразие. В.А.Слепцов «Владимирка и Клязьма», С.В.Максимов «Год на севере».
  2. Жанр семейной хроники. Тематика и проблематика «Господ Головлевых» и «Пошехонской старины М.Е.Салтыкова-Щедрина. Идейно-художественные установки автора.
  3. Повести и рассказы А.П.Чехова 90-х- начала 900-х годов. Тематика. Проблематика. Идейная направленность. Художественные особенности.

 

1.Слепцов стремился узнать, как живет народ на Руси, и первый его очерк «Владимирка и Клязьма» об этом свидетельствует. Его интересовали и крестьяне, и рабочие, и хозяева. Слепцов наблюдает сцены народной жизни, совсем не затронутые литературой, – фабричные сцены в центральной России. Особенно значительны его зарисовки картин строительства железной дороги с мостом через Клязьму. Художник выразительно показывает, в каком ужасном положении оказались собравшиеся с разных концов страны строители. Он предваряет некрасовские мотивы поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Слепцов стремился узнать, как живет народ на Руси, и первый его очерк «Владимирка и Клязьма» об этом свидетельствует. Его интересовали и крестьяне, и рабочие, и хозяева. Слепцов наблюдает сцены народной жизни, совсем не затронутые литературой, – фабричные сцены в центральной России. Особенно значительны его зарисовки картин строительства железной дороги с мостом через Клязьму. Художник выразительно показывает, в каком ужасном положении оказались собравшиеся с разных концов страны строители. Он предваряет некрасовские мотивы поэмы «Кому на Руси жить хорошо» 
Он пишет о Клязьме: «Клязьма – одна из замечательных рек в своем роде: ничтожная по величине и по судоходству – она имеет огромное экономическое значение для тех местностей, по которым протекает… приклязьминская полоса отличается красивым, здоровым и деятельным населением, хорошо обработанной почвою, не смотря на ее разнохарактерность, и чрезвычайным развитием фабричной, ремесленной и промысловой деятельности»2. Слепцов подчеркивает и местные этнографические особенности исторически сложившегося крестьянского типа. «Деятельность приклязьминского населения отличается от соседних местностей и кладет резкую печать на берегового жителя. Приклязьминский крестьянин – красивой наружности, высок ростом, предприимчив, общителен и уж непременно хозяин»

 

2. Роман «Господ Головлевых» написан в 1880 г. В  романе разрабатывается тема семьи(актуальна в 19в). По мнению Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева от семьи зависела сила государства. Салтыков-Щедрин же считал по-другому. О замысле романа «Господа Головлевы» он писал: «Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого нет…» В своем произведении писатель решил показать, как праздность и стремление к накопительству приводят к разрушению семьи.   В романе «ГГ» показана история вырождения дворянского рода («история умертвий») на примере трех поколений семьи Головлевых. Старшее поколение «Арина Петровна - женщина лет шестидесяти, но еще бодрая и привыкшая жить на всей своей воле. Держит она себя грозно: единолично и бесконтрольно управляет обширным головлевским имением, живет уединенно, расчетливо, почти скупо, с соседями дружбы не водит, местным властям доброхотствует, а от детей требует, чтоб они были в таком у нее послушании, чтобы при каждом поступке спрашивали себя: что-то об этом маменька скажет». Арину Петровну боятся все: и соседи, и домашние. Муж предпочитает ни во что не вмешиваться. Дети, особенно «постылые», ненавидят мать, которая губит своих детей. Вообще, тема смерти, вымирания – одна из главных тем романа. Она усиливается словами Арины Петровны, звучащими почти на всех страницах романа: «И для кого я припасала! ночей недосыпала, куска недоедала... для кого?»В каждой главе кто-то умирает. В первой г. - смерть старшего сына Степана Г. Можно сказать, что он погиб еще в детстве, когда мать постоянно принижала его, делала из мальчика шута, «Степку-балбеса». Имея очень хорошие задатки, взрослый Степан не смог найти свое место в жизни, он сделался «приживалом». В «Семейном суде» показано возвращение старшего сына в Головлево. Степан идет туда на суд матери: «съест», «заест», «гроб», «склеп». Так и происходит. Мать не допускает сына к себе. Он пьет и ничего не делает. Степан погружается в «черное облако» и умирает.  Во второй главе романа – «По-родственному» - умирает средний сын Головлевых, Павел. Его автор характеризует так: «…он нередко огрызался против матери и в то же время боялся ее, как огня… это был человек угрюмый, но за его угрюмостью скрывалось отсутствие поступков - и ничего больше». В Павле мы видим те же безволие, подавленность и неопределенность, в результате - то же пристрастие к водке, что и в Степане.    Интересно, что все дети Головлевых умирают у себя в имении. Перед смертью Павлу видится «тень в углу», которая перерастает в фигуру его младшего брата Порфирия, прозванного в семействе «Иудушкой", "кровопивушкой" и "откровенным мальчиком». Он сближается для Павла с самой смертью.Образ Иудушки является основным в романе. Он стал губителем рода Головлевых. На протяжении всего романа Порфирий Владимирович «собирает» богатство Головлевых в своих руках за счет смерти родственников. В этом смысл его жизни. Ради этого «кровопивушка» не пожалеет никого: ни братьев, ни мать, ни собственного сына, которого отдает в воспитательный дом на верную смерть. Нравственный распад героя Салтыков-Щедрин передает через его речь, «словесный гной», «зудение какое-то», выматывающее из человека всю душу. Иудушка говорит уменьшительно-ласковыми словами, постоянно обращается к богу: «Ну, ну, ну! успокойся, голубчик! знаю, что ты об этом говорить не любишь! Да, брат, всегда ты дурным христианином был и теперь таким же остаешься. А не худо бы, ах, как бы не худо в такую минуту об душе-то подумать! Ведь душа-то наша... ах, как с ней осторожно обращаться нужно, мой друг!». Но за лицемерной елейностью скрывается расчетливый и жестокий стяжатель, думающий лишь о своей выгоде. В главе «Выморочный» показывается полный духовный распад Иудушки. Он находится на грани сумасшествия. Герой живет в выдуманном мире, где он видит себя хозяином огромного имения, очень влиятельным человеком. В реальности же Порфирий представляет собой жалкое зрелище – одичавший, небритый, в драном халате с вылезшими клочьями.  Вскоре за нравственной смертью Иудушки приходит смерть физическая. Перед этим он испытывает пробуждение совести, как и другие братья Головлевы. Порфирию видятся тени умерших родственников. Герой испытывает жалость к своей племяннице Анниньке и даже гладит ее по голове, что для него просто неслыханно. Больше того, он чувствует себя виноватым в смерти своего рода - «человеческого гнезда». Иудушку начинает мучить совесть. Такой пытки он не выдерживает. Ночью, по дороге на могилу матери, Порфирий Владимирович замерзает.  Таким образом, гибнут все члены семьи Головлевых: Арина Петровна с мужем, их сыновья и внуки. Приговор автора романа неумолим: жизнь, посвященная праздности и накопительству, обречена на смерть. Нужно отметить, что Салтыков- Щедрин создает свой образ дворянской усадьбы. Он отличается от образа, созданного в русской литературе 19 века. Для Салтыкова -Щедрина дворянское гнездо - это «запах тлена, умертвий, разорения». Писатель считает, что гибель дворянского класса неминуема. Его разрушительный образ жизни губителен как для общества, так и для семьи.

 

3. В 1890-е гг. взгляды автора окончательно определились. Все более мрачный колорит приобретает ситуация духовного тупика, который герой может преодолеть только ценой собственной гибели. Эта новая точка зрения дает себя знать в "Палате № 6" (1892), "Скрипке Ротшильда" (1894), "Черном монахе" (1894) и "Архиерее" (1902). Точно также обостренно звучит тема социальной несправедливости, и все более яркое художественное выражение приобретает идея о "поврежденности" всего строя жизни, о чудовищной неправде по отношению к человеку.

В финале творческих исканий Чехов приходит к убеждению, близкому к идеям Достоевского: мир основан на неразумных началах, на несправедливости, на безмерном унижении людей. В 1898 г. был опубликован рассказ "Случай из практики".

Молодой врач отправляется по вызову на отдаленную фабрику: больна дочь владелицы фабрики. То, что он находит здесь, поражает своей нелепостью: тысячи рабочих трудятся в нездоровой обстановке, без отдыха, живут впроголодь и только в кабаке "отрезвляются" от этого кошмара; другие люди, их тоже немало, надзирают над ними, преследуя жестокими штрафами, унижением, бранью. Однако несчастны и "хозяева жизни", владельцы фабрики, на них жалко смотреть, они на грани тяжелейшей депрессии. В результате оказывается, что благоденствует только единственный человек: глуповатая пожилая дама в пенсне – гувернантка, которая с гордостью сообщает о том, что она в свое удовольствие ест стерлядь и пьет мадеру. Какая-то неведомая и неуправляемая стихия, "логическая несообразность", создала такие отношения между слабыми и сильными, что и тс, и другие становятся ее жертвами и жертвами "своих взаимных отношений, невольно покоряясь какой-то направляющей силе, неизвестной, стоящей вне жизни, посторонней человеку". Освещенные в ночи окна фабрики кажутся герою рассказа багровыми глазами дьявола, который смотрит на мир, устроив его так, чтобы зло посмеяться над людьми. В сравнении с подобной же пейзажной подробностью в более раннем рассказе "Страхи" (1886), где чувство ужаса охватывает человека в сумерках ночи, когда он вдруг видит колокольню с непонятным для него источником света: "Я один па один стоял с колокольней, глядевшей на меня своим красным глазом", – в рассказе 1900-х гг. нейтральная деталь приобретает драматическое, напряженное, притом остро социальное звучание, какого не было прежде.


12.01.2020; 19:04
хиты: 70
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь