пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Экзаменационный билет №1;)

 

  1. Основные направления русской литературно-общественной мысли середины века.
  2. Образ подвижника, тема служения России в лирике Н.А.Некрасова.
  3. Рассказы и повести Л.Н.Толстого 900-х г. Проблематика, художественное мастерство («Фальшивый купон», «После бала», «Хаджи-Мурат»).

 

1. Западническое (демократическое искусство), славянофильское (православное), «чистое искусство» (искусство для искусства).

Чистое искусство. Искусство должно служить вечности – Богу, красоте, любви. «ЧИСТОЕ ИСКУССТВО» (иначе — «искусство для ис­кусства») — эстетическое направление, которое утверждало, что ис­кусство и литература не должны выполнять социальных задач, не обязаны приносить «пользу», а должны служить лишь для эстетического наслаждения прекрасным. Идеи «чистого ис­кусства» проявились в позднем творчестве Пушкина (стихо­творения «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа») «Мы рождены для вдохновенья» (Пушкин и поэт), далее — у таких поэтов, как Тютчев, Фет, И. Анненский и др., Его понять могут лишь избранные. Добролюбов называл чистое искусство гастрономическим. Т.е. особой культуры люди способны понять чистое искусство. Условно в 60 годы Россия находилась на перепутье. Чистое искусство его выводило от решения насущных проблем. «Нет такой мерзости до которой не может опуститься/русский человек» Достоевский/Не для житейского волненья,/Не для корысти, не для битв, —/Мы рождены для вдохновенья,/Для звуков сладких и молитв...«Поэт и толпа», 1828

Славянофильское.(православное). Они консервативны (х-ранят традиционные ценности). Славянофилы А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы,,Григорьев Аполон, а также Ю.Ф. Самарин критиковали крепостничество и чиновничество, боролись за свободу мнений, за духовную открытость общества. Борьба за «русскость» стала их знаменем. Под этим лозунгом они выступали в своих журналах «Москвитянин», «Московские сборники», «Русская беседа», в газетах «Молва», «Парус», «День». Как идеологическое течение славянофильство оформляется с 1840 но 1847 год. На рубеже 1850-1860-х годов один за другим умирают теоретики славянофильства, а отмена крепостного права вкупе с последовавшими реформами открыла дорогу капитализму в России. Россия вступила на западный путь развития, который славянофилы искренне ненавидели и считали для России вредным. Славянофилы ратовали за общину, «мир», считая это особенностью русского уклада, русской цивилизации. Они считали, что русским людям свойственна «смиренность», «общинность»; изначальной мятежности, революционности в них нет, никакой отсталости от Европы также нет, просто у России свой особый путь развития. Художественной школы славянофилы не составили. Их творчество выглядело относительно бледным по сравнению с работами таких западников, как Тургенев, Герцен и Белинский.

Западническое (демократическое). (Белинский, Добролюбов, Писарев, Чернышевский).

Западники, в противоположность славянофилам, основой личности и общества признавали не веру, а разум. В центр своих размышлений о будущем они ставили человека, подчёркивали самоценность каждого человека как носителя разума, противопоставляя идею свободной личности идее «соборности» славянофилов. Они утверждали, что Россия пусть и с опозданием, но должна идти в том же направлении исторического развития, что и западноевропейские страны, и считали, что Россия нуждается в европеизации. Западники выступали за конституционно-монархическую форму правления с ограничением самодержавия, с гарантиями свободы слова, гласного суда и неприкосновенности личности. Западники отрицательно относились к полицейско-бюрократическим порядкам николаевской России, но, как и славянофилы, ратовали за отмену крепостного права «сверху».

И  тех и других волновали судьба и пути развития России. «Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно», — писал Герцен.

 

 

2.             Образ подвижника, тема служения России в лирике Н.А.Некрасова.

Тема подвижничества связана с темой служения России. ПОДВИЖНИК – ТОТ, КТО ИЗНУРЯЕТ СЕБЯ МОЛИТВАМИ И ПОСТАМИ ВО ИМЯ СЛУЖЕНИЯ БОГУ, А РОССИЯ – ЭТО БОГ, ПОЭТОМУ ВСЕ ТАК СВЯЗАНО. ПОДВИЖНИК СЛУЖИТ И БОГУ, И РОССИИ.

Я был призван воспеть твои страданья,/Терпеньем изумляющий народ!/И бросить хоть единый луч сознанья/На путь, которым Бог тебя ведет

В поэзии Некрасова темы покаяния, искупительной жертвы, подвижничества, пророчества, храма - являются одними из главных, они показывают, что поэту не чужды краеугольные камни православия, евангельского и народного христианства. Они доказывают его глубокую религиозность, то, что он не был обычным человеком, полностью погруженным в мирскую суету. В его творчестве мощно звучат мотивы и темы Священного писания: евангельские мотивы кающегося грешника, блудного сына, сеятеля, библейского Пророка и вечного Храма, пробиваются темы апокалипсиса, неблагополучия в мире.

В русском фольклоре и литературе существует множество интерпретаций сюжета о раскаявшемся грешнике. Несомненная заслуга Некрасова в том, что этот эпический сюжет нашел в его творчестве необычное воплощение, потому что лег в основу стихотворения — жанра, традиционно относящегося к лирическому роду литературы.

Рассказ о Власе-праведнике, страннике обрамляет историю Власа-грешника. Портрет Власа в начале стихотворения говорит как о роде его занятий (просит на Божий храм), так и о выполнении религиозного долга (икона на груди, вериги). Открытый ворот армяка и обнаженная голова создают ощущение открытости Власа по отношению ко всем, с кем он встречается. Палка «с железным наконечником» как посох странника.

«Воют грешники в прискорбии,

Цепи ржавые грызут».

Картина ада зрима, реальна, хотя и возникает в больном воображении Власа. Психологический перелом наступает, когда Влас приходит к осознанию последнего обета: раздать все бедным и отправиться собирать деньги на храм. В стихотворении подчеркивается важность не столько предыстории героя, сколько его настоящего. Дорогой ценой далось ему прозренье.

«С той поры мужик скитается

Вот уж скоро тридцать лет,

Подаянием питается —

Строго держит свой обет».

Фигура Власа вызывает не столько сострадание, сколько уважение. Автор говорит о великой силе его души, неутешной скорби — это черты истинно религиозного человека, странника, а к ним с такой любовью всегда относился русский народ. Стихотворение «Влас» занимает в творчестве Некрасова особое место: будучи певцом народных страданий, поэт нечасто обращался к религиозной тематике. В этом стихотворении ему удалось создать не только яркий образ человека из народа, но и изобразить важные черты народа в целом.

 

3

Работа над «Фальшивым купоном» была начата еще во второй половине 80-х годов и продолжалась с перерывами до февраля 1904 г. 12 июня 1898 г. Толстой записал в Дневнике: «Непротивление злу не только потому важно, что человеку должно для себя, для достижения совершенства любви, поступать так, но еще и потому, что только одно непротивление прекращает зло, поглощая его в себе, нейтрализует его, не позволяет ему идти дальше, как оно неизбежно идет, как передача движения упругими шарами, если только нет той силы, которая поглощает его. Деятельное христианство не в том, чтобы делать, творить христианство, а в том, чтобы поглощать зло. Рассказ «Купон» очень хочется дописать» (т. 53, с. 197). Проблема корысти, социального упадка России. Одним из проявлений такого «поглощения» зла добром стала в «Фальшивом купоне» судьба Степана Пелагеюшкина. Толстой осуществил здесь замысел, о котором писал в Дневнике 29 мая 1889 г.: «Как хороша могла бы быть история об убийце, раскаявшемся на незащищавшейся женщине» (

 

«После бала» .Проблема человеческой судьбы. Проблема двуличия , социального неравенства.Проблема насилия. В образе сошедшей на нет любви писатель передаёт расставание с формальной верой, пережитое и им самим. Масштаб повествованию придаёт то, что расправа осуществляется в Прощёное воскресенье, что делает христианское прощение бессмысленной декларацией.

С помощью этих образов Толстой показывает, что не случай решает судьбу, а последствия общественной жизни и социума. Видна вся строгость того времени. В основе рассказа лежит антитеза. Всё произведение построено на контрасте. Начиная от красоты начищенного пола и до страшного наказания; утонченности Вареньки и угрюмости Татарина; звуки флейты и барабана. Образ отца, который изначально вызвал умиление, а потом превратился в злобного старика. Такой приём ярко показал как изменилась жизнь и ее восприятие у Ивана Васильевича. Некий краткий анализ рассказа "После бала" мы провели. В чем заключается суть сюжета и композиция произведения? Перед нами открывается картина бала, на котором ухоженный полковник с любовью и нежностью танцует со своей дочерью. Именно в этот вечер Иван Васильевич знакомится с Варенькой. Они танцуют вместе, от них невозможно оторвать взгляд. На утро главный герой отправляется домой к возлюбленной. Проходя через город, он замечает, что солдаты ведут татарина к месту наказания. Большим удивлением становится для него то, что руководит этим действом отец Вареньки. Он открывается для него с другой, тайной стороны. Холодный, злой и бесчувственный полковник раздает указания как бить провинившегося. Увидев жениха дочери, он сделал вид будто они незнакомы. После увиденного, юноша меняет свое отношение не только к этой семье, но и к обществу в целом. Время действия рассказа - одни сутки.

 

Повесть «Хаджи-Мурат» Лев Толстой писал целых семь лет, с 1896 по 1903 год. В ней он возвращается к событиям почти пятидесятилетней давности – Кавказской войне, противостоянию с Шамилем.  В повести Толстой изображает приход Хаджи Мурата к  русским в надежде заключения союза в борьбе против Шамиля, держащего в плену семью Хаджи Мурата и грозящего убить их. Это не стопроцентный художественный вымысел. Вся повесть основывается на реальных исторических событиях. Но русские не доверяют Хаджи Мурату и фактически держат его в плену: к нему всегда приставлены несколько казаков. Когда герой повести понимает, что русские не помогут спасти его семью, он решает бежать. Вместе со своими четырьмя сподвижниками, убив своих конвоиров, он совершает побег. Но преследователи настигают беглецов. Непокорный горец вместе со своими товарищами погибают в неравном бою.

 

 


12.01.2020; 18:53
хиты: 70
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь