пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Общая характеристика русского романтизма, его основные направления. Поэма Лермонтова «Мцыри» как эталонное произведение русского романтизма.

Романтизм является бурной реакцией на классицизм, это порождение западноевропейского мировоззрения, он перенёс на русскую почву «бациллы» инодуховности. Романтики видят мир в дисгармонии, борьбе противоположных стихий и вокруг героя, и внутри него самого.

Основной художественный принцип – противопоставление. Основной художественный приём – антитеза.

Хар-ка ром-ма на примере «Мцыри»

Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах ( пример из «Мцыри» - русские не брали пленных, а у Лермонтова брали – исключение; мальчик-мусульманин в христианском монастыре – исключение)

Особое внимание романтики уделяют внутреннему миру человека ( 24 главы «Мцыри» из 26 посвящены исповеди героя).

Стремление к свободе доводится до абсолюта.Символ свободы- «земля отцов», символ несвободы – монастырь. Эти символы противопоставлены друг другу.

Мцыри также несет в себе противоречивые начала: детство-дитя свободы, юность-узник монастыря. Также присутствует контраст между монахами и Мцыри. Это видно на примере их отношения к грозе. Гроза для монахов-гнев Божий, для Мцыри:

«О, я как брат /Обняться с бурей был бы рад!/ Глазами тучи я следил, /Рукою молнию ловил.»

Лермонтов использует олицетворения, состояние героя соответствует состоянию природы. Сначала природа видится раем «Кругом меня цвел божий сад», «В то утро был небесный свод /Так чист, что ангела полет», но затем она становится враждебна «палил меня Огонь безжалостного дня»

Эмоции передаются при помощи инверсии, риторических вопросов, восклицаний, междометий, при помощи предложений, которые не заканчиваются строкой:

«О! я узнал его тотчас! /Он с детских глаз уже не раз /Сгонял виденья снов живых/ Про милых ближних и родных…»

Битва Мцыри с барсом является кульминацией. Сталкиваются два абсолютных стремления к свободе. Но свобода одного посягает на свободу другого, поэтому они не могут сосуществовать:

«Но с торжествующим врагом Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!..

Советское литературоведение выделяло 2 вида романтизма

1)консервативный (реакционный) – видели идеал в прошлом;

2)прогрессивный (революционный) – идеал в будущем.

Основные направления романтизма (Лекция):

1.Эллегически-мистическое. Центральная фигура – Жуковский. Он обращается к теме смерти и бренности жизни, проявляет интерес к потустороннему, однако, грустные размышления в его произведениях сменяются мистическими, верой в провидение и достижение идеала. Показательно стихотворение «Теон и Эсхин»( Эсхин – странник, который искал славы, но не обрёл её, а Теон сидит у гроба жены, но он счастлив, он верит, что и ном мире встретится с любимой «Сей гроб – затворённая к счастью дверь/Отворится, жду и надеюсь»). Поэзия, по Жуковскому, религии небесной сестра родная.

2.Эпикурейское. Эпикур – певец чувств, радостей жизни. Эпикурейцы пытаются найти и задержать миг счастья. Центральная фигура – Ба́тюшков . Формула направления – цитата из стихотворения «Весёлый час»: Часы крилаты не летите/И счастья мигом нам продлите.

Истинные радости поэт видит в сельской тишине, интеллектуальном наслаждении, в общении с любимой, друзьями, книгой. Герой Батюшкова против знатности, богатства, устремлённости к земной славе.

3.Гражданское (декабристское). Центральная фигура – Рылеев. Счастье видит в достижении гражданских свобод, в жертвенной гибельности за торжество гражданских свобод в будущем. Формула направления : «Я знаю, что погибель ждёт ттго, кто первый восстает на претеснителей народа. Судьба меня уж обрекла, но где, скажи, когда была без жерв искуплена свобода» В своей жертвенности за Отечество Рылеев теряет чувство реальности.


15.06.2019; 11:53
хиты: 0
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь