Лекция: Русская лит-ра становится ведущей в мире, классика не утратила значения и в 20 в.
19 век называют «золотым», потому что был достигнут синтез европейских форм, тематики, проблематики и духовного потенциала, который сформировался в ДРЛ. Центральная синтетическая фигура – А.С.Пушкин. Он синтезировал не только прошлый опыт развития СРЛЯ, но «вместил» в себя стихию 3-х европейских языков: чувства из французского, философию из немецкого, описание быта из английского.
Высоты,которых достигла лит-ра в 19 в.
1.Высшее достижение психологизма (В тв-ве Достоевского) Психологизм выводит на веру в человека, способного идти к Богу.
2. Достижение реализма, который был критическим. Обличался существующий строй. Русские классики говорили, что человек сам виноват, он сам делает выбор. А лит-ра наставляла на истинный путь, уход от бесовского начала.
Достоевский – реалист в высшем смысле, который отыскивал в душе человека то самое добродетельное начало.
3.Традиционность- следование духовным ценностям.
РЛ 19 века показала высшую веру в человека.
Особенности: 1.19 век – время формирования русского литературного языка
2.А.С.Пушкин был центральной фигурой «золотого века».Его поэмы «Медный всадник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма, а его роман в стихах назван энциклопедией русской жизни.
3.Русская поэзия была связана с общественно-политической жизнью страны.
4.Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Они призывали власть прислушаться к их словам. Ярким примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются произведения А.С.Пушкина «Пророк», «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение Лермонтова «На смерть поэта» и др.
5.Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений Пушкина и Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачиваются на фоне грандиозных исторических событий.
6.Пушкин и Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении ХІХ века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
7. Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор».
Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества - характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей ХІХ века.